В этот день

21 июля 1904 г. завершено строительство Великой Сибирской магистрали

21 июля 1904 г. завершено строительство Великой Сибирской магистрали

В этот день, 119 лет назад, завершено строительство одного из самых значимых проектов того времени, длившегося 13 лет, теперь ставшего Транссибирской магистралью.

К концу XIX века, из-за постоянно растущего товарного оборота, в России возникла необходимость в более современных способах доставки грузов, а также выходу к незамерзающим портам, что создавало необходимость в соединении восточной и западной России железнодорожной магистралью.

Для реализации данной задачи рассматривались несколько проектов, а 19 января (6-ого по ст. ст.)1885 года, Правительственным распоряжением было установлено, что выбор наилучшего направления будущей магистрали является преждевременным, в силу недостатка данных.

На их сбор и анализ ушло 5 лет и только тогда, на особом правительственном совещании было принято решение наделить министра путей сообщения правом выбора направления железной дороги.

16 февраля 1891 года, направление было выбрано, с предложением начать строительство на участках Миасс — Челябинск и Владивосток — Графская, с проведением изысканий от Челябинска на восток, от Графской до Хабаровска.

Это предложение было утверждено Александром III, с местом начала строительства в городе Челябинск и планированием выделения из российской казны 350 миллионов рублей золотом.

Но в итоге, общая стоимость строительства составит около 1,5 миллиарда золотых рублей.

С учётом того, что 1 золотой рубль приравнивался к 0,774234 г. чистого золота, то это соответствует выделению 1 161,351 тон золота.

Для примера, по состоянию на 1 июня 2019 года, весь золотой запас Российской Федерации составляет 2189 тон, что даже не в 2 раза больше, чем было выделено тогда на строительство магистрали.

Причём строительство велось исключительно за счёт средств государства, то есть без привлечения иностранного капитала или кредитов.

В начале строительства было привлечено 9 600 человек, но уже к 1896 году в стойке участвовало уже около 80 000 человек, которые в среднем, прокладывали по 650 км в год.

По состоянию на 1903 год, в общем было уложено более 12 миллионов шпал, 1 миллион тонн рельсов, а общая длина построенных железнодорожных мостов и тоннелей составила более 100 км.

Но самое главное, данная магистраль вела к арендованному в Китае незамерзающему порту «Артур», который на основании подписанного 27 (15 по ст.ст.) марта 1898 года в Пекине соглашения, вместе с прилегающим Квантунским полуостровом, был передан России в аренду на 25 лет.

Для чего даже был построен участок дороги по территории Китая, относившейся к Китайско-Восточной железной дорогой.

Таким образом, усиление России на востоке и возможность провозить грузы по морским путям круглый год, не оставило это без внимания со стороны Запада.

Первоначально, для недопущения нового торгового пути в порту «Артур», в июне 1900 года, в Китае было организовано Ихэтуаньское восстание, приведшее к разрушению около 900 км путей и человеческим жертвам среди русских строителей.

Для противодействия чему даже пришлось применять армию.

Но это было только первое нападение, целью которого было не дать России постоянный выход к мировому океану.

Следующей страной-агрессором стала Япония, которая 27 января 1904 года начала первые боевые столкновения за владения данным портом, что привело к Русско-японской войне, в ходе которой, японцы вели осаду крепости Порт-Артура, в течении 11-и месяцев.

После чего, 20 декабря 1904 года, единоличным решением генерала Стесселя, порт был сдан японцам.

Контроль за портом удалось восстановить только по окончании Второй Мировой Войны.

После чего, 14 августа 1945 года, СССР и Китайская Республика подписали соглашение об использовании района Порт-Артура в качестве совместной военно-морской базы сроком на 30 лет.

Однако в 1955 году политика Хрущёва привела к разрыву данного соглашения и возврату контроля за портом Китаю.

Но к этому времени проблема выхода в мировой океан уже была решена.

С введением в строй Великой Сибирской магистрали, 1 января 1905 года, было принято решение продолжить строительство, которое велось до 1916 года.

В итоге, данная железная дорога через Евразию, соединила Москву с крупнейшими восточносибирскими и дальневосточными промышленными городами России.

Длина магистрали составила 9288,2 км, что делает её самой длинной железной дорогой в мире.

А в 2002 году завершена полная электрификация Транссиба.

Тогда, в 1905 году, это впервые в истории России дало возможность беспрерывно следовать по рельсам, без использования паромных переправ или перегрузки товаров, от берегов Атлантического океана (из Западной Европы) до берегов Тихого океана (Владивостока).

Что давало экономике России, новые, небывалые до этого возможности и перспективы развития.

Но наличие таких возможностей также сделало Россию главной мишенью морских держав, которые теряли из-за этого влияние и потенциальную прибыль.

А это по всей вероятности стало не последней причиной втягивания Российской империи в Первую Мировую войну, закончившейся утверждением решения по её расчленению.


Автор статьи: Олег Березовой.


Тэги: Олег Березовой Экономика История России

Станьте первым!

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!