Новости
В этот день
6 февраля 1922 г. подписано Вашингтонское морское соглашение
В этот день, 101 год назад, по итогам переговоров между США, Британской империей, Французской Республикой, Японской империей и Итальянским королевством было подписано соглашение, ограничивающее американских конкурентов в военно-морском флоте.
После Первой мировой войны США стали ведущей промышленной державой мира, так как имея всего 6 % мирового населения, они сосредоточили в своих руках 66 % мировой добычи нефти, 60 % меди, 60 % алюминия, 50 % угля, 20 % добычи золота и 85 % производства автомобилей.
То есть можно сказать, что они стали настоящими победителями в этой войне, так как наряду с экономическими успехами, суммарная задолженность европейских стран перед США составляла 11,6 млрд долл.
Но главным являлось то, что основными должниками были страны-победители, так как Великобритания была должна 4,7 млрд, Франция — 3,8 млрд и Италия — 1,9 млрд и это в принципе определило итоги Парижской мирной конференции 1920 года.
Однако американцы ещё не являлись монополистами в мировой торговле, так как несмотря на послевоенный кризис Британия представляла достаточно мощную силу, позволяющую ей претендовать на статус державы мирового значения.
Основой британского могущества являлся её военно-морской флот, который проектировался по принципу «двух флотов», то есть имеющий количественное превосходство, суммарно равное флотам двух следующих за Британией морских держав.
Ещё одной страной, которая могла стать серьёзным конкурентом американцам являлась Япония, которая начала закладывать корабли водоизмещением более 40 000 т, с калибром орудий от 410 до 460 мм и бронированием превосходящим американское.
Как следствие, послевоенная конкуренция вызвала очередной виток гонки вооружений между морскими державами, усиленный экономическими разногласиями на подконтрольных территориях, то есть практически по всему миру.
Более всего данная гонка вооружений была невыгодна США, так как трата огромных средств на усиление флота приводила к проблемам внутри страны, а требование увеличения водоизмещения боевых кораблей создавало проблемы при переходе через Панамский канал, что подрывало американскую военно-морскую стратегию, основанную на быстрой переброске флота между Тихим и Атлантическим океаном, либо вынуждало начинать неподъёмную реконструкцию канала.
Всё это нивелировало американские достижения полученные в результате Первой мировой войны и потенциально ставило крест на плане построения однополярного мира, основанного на «14 пунктах» В. Вильсона.
Решение данной проблемы нашёл президент США Уоррен Дж. Гардинг, который предложил главам ведущих морских держав провести в Вашингтоне конференцию по разоружению, на которой предложил прекратить гонку морских вооружений путём принятия соответствующих ограничений.
А поскольку гонка вооружений была делом затратным для всех сторон, то американским дипломатам, под предлогом гуманизма и человеколюбия, не составило труда убедить всех в необходимости принятия данных ограничений.
Как следствие, стороны договорились об количественном ограничении линкоров, линейных крейсеров и авианосцев, с запретом на использование калибра боевых орудий более 203 мм, а также ряду менее значимых договорённостей.
Причём хитростью договора являлось ограничение на общий тоннаж капитальных кораблей, который позволял американцам и британцам иметь втрое большее суммарное водоизмещение чем у Франции и Италии и почти вдвое, чем у Японии.
В итоге, практически не затрачивая сил, США стали ведущей морской державой, сдержавшей развитие своих конкурентов, а после окончания действия договора обогнав их в данном виде вооружений, благодаря возросшей экономической мощи, основанной на экспансивной финансовой системе.
Данный дипломатический ход США позднее применят и против СССР, подписав международные договоры, такие как РСМД и СНВ, которые позволят им получить геополитическое преимущество и в итоге выстроить тот однополярный мир, который существует в настоящее время.
Автор статьи: Олег Березовой.
Тэги: Олег Березовой конкуренция наций США Международные договора Военно-морской флот
Станьте первым!