В этот день


22 января 1905 г. в Санкт-Петербурге прошло «Кровавое воскресенье»

В этот день, 118 лет назад, в столице Российской Империи произошёл расстрел петербургских рабочих, пришедших к Зимнему дворцу вручить императору Николаю II коллективную Петицию о рабочих нуждах.

Протест рабочих в свою очередь стал следствием множества причин, основы которых относились к самой монархической системе, как способу управления социальными отношениями.

Главным раздражителем народа, как собственно и в любое другое время, являлся рост имущественной разницы, который в царские времена уже превышал значение в 10 000 крат, что вызывало у людей не просто неприязнь, а всё чаще выражало открытую ненависть.

Данная ненависть была взята на вооружение революционными группами, в результате чего распространяемая ими пропаганда получала поддержку населения, что стало причиной разнообразных актов неповиновения перед действующей властью.

Ситуация была усугублена иностранным вмешательством, из-за чего революционные группы получили финансирование, что многократно усилило качество распространяемой ими пропаганды.

При этом конечно же вмешивающиеся иностранные государства не преследовали цель облегчить жизнь русского народа, хотя именно такие смыслы лежали в основе революционной пропаганды.

Основной причиной иностранного финансирования русских революционеров стало желание дестабилизировать российскую власть, так как строительство Транссиба давало России огромные перспективы развития внешней торговли, а следовательно уменьшало прибыли морских держав.

Это же стало причиной начала русско-японской войны, которая поначалу даже вызвала всплеск патриотизма в России, но после сдачи Порт-Артура и последующих за этим поражений, начало политическое брожение в обществе, вылившееся в разнообразные массовые акции.

Активизировавшиеся в стране политические течения начали кампанию по введению в правовое поле страны Основного закона (конституции) и представительного образа правления, которое впоследствии было принято, но произошло это не без жертв.

На фоне политического брожения стали обостряться и социальные проблемы, а та несправедливость к рабочим, которая раньше оставалась без реакции, теперь становилась причиной частых забастовок.

Хотя раньше они также имели место, однако царский режим расправлялся с ними крайне жестоко.

Очередной раз это произошло 3 января на Путиловском заводе, когда в начавшейся забастовке приняло участие 12 500 рабочих, 2 500 из которых начали активную акцию с требованием отмены решения по увольнению своих коллег, но их как обычно проигнорировали.

Продолжившиеся протесты были поддержаны священником Гапоном, который смог консолидировать бастующих, обобщить общий список требований и выдвинуть их перед собственниками заводов и властью, что уже к 4 января собрало около 26 000 рабочих, активно поддерживающих высказанные требования.

Но пообщавшись с фабрикантами и чиновниками протестующие поняли, что их требования не только не будут исполнены, но и вовсе не рассматриваются, из-за чего 5 января, по инициативе Гапона, было принято решение обратиться с петицией к царю.

За помощью в оформлении петиции протестующие обратились к местным литераторам, которые к 6 января написали несколько её вариантов, но они все были отвергнуты, после чего Гапон лично приступил к созданию документа, вошедшего в историю как Петиция 9 января 1905 года.

Основной мыслью рабочих, поддержавших петицию было то, что «царь не знает наших нужд, мы о них ему скажем. Если он любит свой народ, он исполнит его смиренную просьбу».

Однако вечером 8 января император Николай II уже ознакомился с данным документом, который ему доставил директор Департамента полиции А. Лопухин, также охарактеризовавший Гапона как «священника-социалиста», на что царь санкционировал арест священника с последующим препровождением в Петропавловскую крепость.

Но рабочие об этом не знали и воскресным утром 9 (22 по нов. ст.) января собрались за Нарвской и Невской заставами, на Выборгской и Петербургской стороне, на Васильевском острове и в Колпине, после чего начали своё движение к Дворцовой площади в центре города с целью вручения Петиции царю.

Их общая численность составляла около 140 тысяч человек.

Но к этому времени в столицу уже прибыли пехотные и кавалерийские войска, которые вместе с полицией и охраной составляли общую численность около 40 000 человек.

Шествующие люди шли с обнажёнными головами и с пением «Спаси, Господи, люди Твоя», неся транспарант с надписью «Солдаты! Не стреляйте в народ!».

Однако около 11.30 утра, после того как первая процессия приблизилась к Нарвским триумфальным воротам, отряд конно-гренадер обнажив шашки, во весь опор бросился на людей.

Но это не остановило рабочих даже несмотря на жертвы, после чего по процессии был произведён ружейный залп пехоты, а при попытке продолжить движение, ещё четыре залпа.

Аналогичным образом были разогнаны и другие процессии шедшие к царскому дворцу.

Из-за чего общее количество жертв составило 130 человек убитыми и более 300-от ранеными, многие из которых таже впоследствии скончались.

Царь же записал в своём дневнике лишь сожаление о произошедшем, при этом оправдывая действия военных и фактически обвиняя в произошедшем безоружных рабочих.

Общественность же, которая до «Кровавого воскресенья» в большинстве была ещё законопослушна, фактически бросилась в объятья революционной пропаганды, что стало началом так называемой Первой русской революции, которая таже была подавлена силами армии, что перевело революционеров в подполье.


Автор статьи: Олег Березовой.



Тэги: Олег Березовой Трагедия Царский режим Кровавое воскресенье

Станьте первым!

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!