Новости
В этот день
26 мая 2014 г. начались бои за Донецкий аэропорт
В этот день, 9 лет назад, украинские вооружённые
формирования (УВФ) атаковали Донецкий аэропорт, в результате чего он был
разрушен, но всё же не взят.
Донецкий международный аэропорт был не только многомиллионным проектом, но и стратегической точкой для военных.
Построенный ещё в 1933 году Донецкий аэропорт начали реконструировать в 2011-ом для приёма, проводимого в том числе и в Донецке, футбольного чемпионата ЕВРО-2012.
Для этого модернизировали взлётно-посадочную полосу, построили новый 45-и метровый терминал и сопутствующие ему здания, которые ввели в эксплуатацию 14 мая 2012 года.
В том же году аэропорт смог принять крупнейший в мире самолёт — Ан-225.
Но судьба аэропорта изменилась, после того как в феврале 2014-ого года произошёл государственный переворот в Киеве, из-за чего двумя месяцами позже в Донецкой области была провозглашена Донецкая Народная Республика.
Захватившие на Украине власть лица, для контроля над стратегической высотой, которой стала верхушка здания нового терминала, перебросили в Донецкий аэропорт Кировоградский спецназ.
Однако под руководством бывшего командира подразделения «Альфа» СБУ Украины А. Ходоковского, в ночь на 26 мая донецкие ополченцы вошли в новый терминал без боя, договорившись с находившимися там спецназовцами о разделении контроля над аэропортом.
После этого украинский спецназ отошёл в здание старого терминала.
Из комментариев А. Ходоковского: «Мы не собирались никого убивать. У нас была договорённость с военными, которые охраняют аэропорт… Мы поставили их в известность, что будем здесь находиться, берём под контроль доминирующую высоту и не собираемся причинять им никакого вреда. Я сказал командиру кировоградской части, что мы бережно относимся к жизни тех кадровых военных, которые нам противостоят подневольно… Это обычные нормальные люди, мы не хотим их смерти».
Оставив в здании нового терминала около 120-и ополченцев А. Ходоковский покинул терминал, надеясь на соблюдение украинской стороной достигнутых договорённостей.
Тем временем кировоградские спецназовцы оборудовали огневые позиции для миномётов, АГС-17 «Пламя» и рассредоточили снайперов.
А около 11-и часов утра, по зданию нового терминала был нанесён авиаудар штурмовиками Су-25 и вертолётами Ми-24, что привело к значительным потерям среди ополченцев.
Причём противопоставить украинской авиации им было нечего, так как надеясь на выполнение договорённостей и мирный исход, ополченцы не брали с собой средства противовоздушной обороны, несмотря на то, что они имелись в наличии.
Как следствие завязался ожесточённый бой.
После авианалёта по зданию нового терминала открыли огонь снайперы, зенитные орудия и гранатомёты.
А поскольку к такому развитию событий ополченцы совершенно не были готовы, во второй половине дня отряд получил приказ немедленно отступать.
К этому времени аэропорт уже был полностью окружён.
Оставшиеся в живых ополченцы погрузившись вместе с ранеными в два «Камаза» и пошли на прорыв.
А прорвавшись с потерями из окружения, по ошибке были приняты за противника, в результате чего обстреляны ещё и своими сослуживцами.
В итоге почти половина отряда погибла.
В ответ донецкие ополченцы блокировали аэропорт и в течении последующих двух месяцев вели за него локальные бои.
Но в конце июля, пробив блокаду ополченцев, УВФ доставили на территорию аэропорта тяжёлое вооружение, из которого начали обстрел Донецка.
Из-за чего был дан приказ взять аэропорт.
В результате, разрекламированные на украинском телевидении военные, получившие название «киборги», уже 2 сентября отступили с большей части зданий и подземных сооружений аэропорта.
5 сентября 2014 года были подписаны первые Минские соглашения, согласно которых УВФ полностью покидали аэропорт в обмен на несколько населённых пунктов занятых ополченцами, которые к тому времени уже преобразовывались в вооружённые силы ДНР.
Но эти соглашение не были выполнены украинской стороной и бои возобновились.
Операция по полному взятию аэропорта под контроль ДНР проводилась с 13 сентября по 6 октября.
В результате кровопролитных боёв, с большими потерями с обеих сторон, «киборги» были выбиты и Донецкий аэропорт был взят, но начиная с 9 октября он стал мишенью для украинских артиллеристов.
Также украинская сторона не хотела признавать поражение и как следствие, наверное в надежде на успешную контратаку, на украинских телеканалах продолжалась распространятся дезинформация о том, что они якобы по прежнему контролируют аэропорт.
И эти контратаки не заставили себя ждать.
Начиная с 30 ноября украинские вооружённые формирования не переставая атаковали.
В результате ожесточённых боёв они даже не надолго возобновили контроль над аэропортом, но попав при этом в полуокружение.
Видя полную безысходность, украинская сторона пошла на договорённости и 12 декабря, по предоставленному вооружёнными силами ДНР гуманитарному коридору, УВФ покинули здание старого терминала.
При этом продолжая обстреливать Донецк с территории нового терминала.
Из-за чего 13 января 2015 года вооружённые силы силы ДНР были вынуждены перейти в наступление и в течении дня освободили терминал.
В течении последующей недели УВФ проводили непрерывные атаки на аэропорт, но уже 21 января, после очередного провального наступления, с тяжёлыми потерями были вынуждены отступить окончательно.
Аэропорт был возвращён под контроль ДНР полностью, но мир на донецкую землю так и не пришёл.
Несмотря на принятые новые Минские соглашения, война на Донбассе, хоть и в меньшем масштабе, но уже продолжается дольше, чем длилась Великая Отечественная.
Олег Березовой
Тэги: Олег Березовой Война Украина Донбасс
Станьте первым!