В этот день

26 мая 2014 г. начались бои за Донецкий аэропорт

26 мая 2014 г. начались бои за Донецкий аэропорт

В этот день, 6 лет назад, украинские вооружённые формирования (УВФ) атаковали Донецкий аэропорт, в результате чего он был разрушен, но всё же не взят.

Донецкий международный аэропорт был не только многомиллионным проектом, но и стратегической точкой для военных.

Построенный ещё в 1933 году Донецкий аэропорт начали реконструировать в 2011-ом, для приёма, проводимого в том числе и в Донецке, футбольного чемпионата ЕВРО-2012.

Для этого модернизировали взлётно-посадочную полосу, построили новый 45-и метровый терминал и сопутствующие ему здания, которые ввели в эксплуатацию 14 мая 2012 года.

В том же году аэропорт смог принять крупнейший в мире самолёт — Ан-225.

Но судьба аэропорта изменилась, после того как в феврале 2014-ого года произошёл государственный переворот в Киеве, из-за чего двумя месяцами позже в Донецкой области была провозглашена Донецкая Народная Республика.

Захватившие на Украине власть лица, для контроля над стратегической высотой, которой стала верхушка здания нового терминала, перебросили в Донецкий аэропорт Кировоградский спецназ.

Однако под руководством бывшего командира подразделения «Альфа» СБУ Украины А. Ходоковского, в ночь на 26 мая донецкие ополченцы вошли в новый терминал без боя, договорившись с находившимися там спецназовцами о разделении контроля над аэропортом.

После этого украинский спецназ отошёл в здание старого терминала.

Из комментариев А. Ходоковского: «Мы не собирались никого убивать. У нас была договорённость с военными, которые охраняют аэропорт… Мы поставили их в известность, что будем здесь находиться, берём под контроль доминирующую высоту и не собираемся причинять им никакого вреда. Я сказал командиру кировоградской части, что мы бережно относимся к жизни тех кадровых военных, которые нам противостоят подневольно… Это обычные нормальные люди, мы не хотим их смерти».

Оставив в здании нового терминала около 120-и ополченцев А. Ходоковский покинул терминал, надеясь на соблюдение украинской стороной достигнутых договорённостей.

Тем временем кировоградские спецназовцы оборудовали огневые позиции для миномётов, АГС-17 «Пламя» и рассредоточили снайперов.

А около 11-и часов утра, по зданию нового терминала был нанесён авиаудар штурмовиками Су-25 и вертолётами Ми-24, что привело к значительным потерям среди ополченцев.

Причём противопоставить украинской авиации им было нечего, так как надеясь на выполнение договорённостей и мирный исход ополченцы не брали с собой средства противовоздушной обороны, несмотря на то, что они имелись в наличии.

Как следствие завязался ожесточённый бой.

После авианалёта по зданию нового терминала открыли огонь снайперы, зенитные орудия и гранатомёты.

А поскольку к такому развитию событий ополченцы совершенно не были готовы, во второй половине дня отряд получил приказ немедленно отступать.

К этому времени аэропорт уже был полностью окружён.

Оставшиеся в живых ополченцы, погрузившись вместе с ранеными в два «Камаза» пошли на прорыв.

А прорвавшись с потерями из окружения, по ошибке были приняты за противника, в результате чего обстреляны ещё и своими сослуживцами.

В итоге почти половина отряда погибла.

В ответ донецкие ополченцы блокировали аэропорт и в течении последующих двух месяцев вели за него локальные бои.

Но в конце июля, пробив блокаду ополченцев, УВФ доставили на территорию аэропорта тяжёлое вооружение, из которого начали обстрел Донецка.

Из-за чего был дан приказ взять аэропорт.

В результате, разрекламированные на украинском телевидении военные, получившие название «киборги», уже 2 сентября отступили с большей части зданий и подземных сооружений аэропорта.

5 сентября 2014 года были подписаны первые Минские соглашения, согласно которых УВФ полностью покидали аэропорт, в обмен на несколько населённых пунктов занятых ополченцами, которые к тому времени уже преобразовывались в вооружённые силы ДНР.

Но эти соглашение не были выполнены украинской стороной и бои возобновились.

Операция по полному взятию аэропорта под контроль ДНР проводилась с 13 сентября по 6 октября.

В результате кровопролитных боёв, с большими потерями с обеих сторон, «киборги» были выбиты и Донецкий аэропорт был взят, но начиная с 9 октября он стал мишенью для украинских артиллеристов.

Также украинская сторона не хотела признавать поражение и как следствие, наверное в надежде на успешную контратаку, на украинских телеканалах продолжалась распространятся дезинформация о том, что они якобы по прежнему контролируют аэропорт.

И эти контратаки не заставили себя ждать.

Начиная с 30 ноября украинские вооружённые формирования не переставая атаковали.

В результате ожесточённых боёв, они даже не надолго возобновили контроль над аэропортом, но попав при этом в полуокружение.

Видя полную безысходность, украинская сторона пошла на договорённости и 12 декабря, по предоставленному вооружёнными силами ДНР гуманитарному коридору, УВФ покинули здание старого терминала.

При этом продолжая обстреливать Донецк с территории нового терминала.

Из-за чего 13 января 2015 года вооружённые силы силы ДНР были вынуждены перейти в наступление и в течении дня освободили терминал.

В течении последующей недели УВФ проводили непрерывные атаки на аэропорт, но уже 21 января, после очередного провального наступления, с тяжёлыми потерями были вынуждены отступить окончательно.

Аэропорт был возвращён под контроль ДНР полностью, но мир на донецкую землю так и не пришёл.

Несмотря на принятые новые Минские соглашения, война на Донбассе, хоть и в меньшем масштабе, но уже продолжается дольше, чем длилась Великая Отечественная.



Автор статьи: Олег Березовой.

Тэги: Олег Березовой Война Украина Донбасс

Станьте первым!

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!

Actual