В этот день


31 мая 1864 г. состоялась «гражданская казнь» теоретика критического социализма, Н. Чернышевского

В этот день, 157 лет назад, Н. Чернышевского подвергли унизительной процедуре «гражданской казни» лишь за то, что его взгляды шли вразрез с официальной политикой престола.

Вопреки слову «казнь», «гражданская казнь» являлась мероприятием не смертельным для правонарушителя, поэтому после применения её к Н. Чернышевскому, он был послан на каторжные работы сроком на 14 лет, после которых планировалось его пожизненное поселение в Сибири.

Как вид наказания, «гражданская казнь» была достаточно распространённой мировой практикой в монархические времена и являлась одним из видов публичного позорящего наказания с XVIII по XIX века.

Для её проведения приговорённый выставлялся на всеобщее обозрение, где с него срывались все знаки отличия, а для чинов носивших оружие, над головой преломлялась шпага.

После этого приговорённый лишался не только чинов и сословных привилегий, но и прав на частную собственность и родительское наследство.

К такому позорному наказанию например, в своё время были приговорены такие известные фигуры как гетман Мазепа, серийная убийца Салтычиха, присягнувший самозванцу М. Шванвич, организовавшие неудачное восстание 1825г. декабристы и многие другие.

Николай Чернышевский был арестован и предан «гражданской казни» за так называемую революционную деятельность.

Хотя сам Н. Чернышевский называл себя всего лишь носителем революционно-демократической мысли и прогрессивной западноевропейской философии.

Являясь основателем теории критического социализма он создал утопическую идеологию, из-за чего в монархической России её распространение было признано вредоносным и поэтому запрещённым.

Хотя и социалистическое в ней было разве что название.

Несмотря на то, что в основе его идеи лежал принцип освобождения от «рабства» и общинного владения землёй, механизмы предложенные Н. Чернышевским вели как раз к обратному, то есть капитализму.

Но монархические власти не особо разбирались в подробностях, поэтому в своей переписке жандармерия и полиция называли его «врагом Империи номер один».

Непосредственным поводом для ареста послужило перехваченное письмо, в котором Н. Чернышевский упоминался как тот, кто связан с запрещённым издательством.

И несмотря на то, что это была провокация, его арестовали, а позднее и судили, наверное по тому, что просто этого хотели.

Однако это лишь добавило Н. Чернышевскому популярности в революционных кругах и среди населения России, не разбирающегося подробно в его философии.

Хотя его философия даже не была им полностью придумана.

Его воззрения сформировались на почве излишне религиозного воспитания, так как отец Н. Чернышевского был протоиереем церкви в крепостном селе и учениям приставленного к нему французского гувернёра.

Последний давал ему литературу, которую юноша впитывал в себя с необычной жаждой.

И как следствие, ему понравились работы французских материалистов XVIII века, социал-утопистов Фурье и Фейербаха, на которых впоследствии он и построил свою философию.

В студенческие годы, выбранное им направление привело к тому, что он начал изучать работы немецкого философа Гегеля и это сильно повлияло на его суждения, привнеся в сознание долю романтизма, что наверное и сделало его идеологию утопической.

В итоге дошло до того, что он стал отрицать не только божественное начало, но даже дуализм, то есть двуполярность мироустройства, которая объективна для всех наук.

При этом название своей философии он дал очень даже научное: «теория решения самых общих вопросов науки».

И это несмотря на то, что значительную часть его идеологии занимает антропологический материализм, что делает её скорее атеистической религией, а не философией.

Политическая же часть идеологии Н. Чернышевского была и вовсе антиприродна, так как ссылаясь на доказанную в психологии парадигму о том, что «естественные потребности» и «общественные привычки и обстоятельства» формируют нравственное сознание, он сделал собственный ничем не обоснованный, а позже и практически опровергнутый вывод, что если удовлетворить все потребности, это устранит нравственные патологии и приведёт к расцвету личности.

Причём путь к этому «раю на земле» он полагал через революцию, а получение большей выгоды и большего удовольствия — достижением максимальной пользы, что по мнению философа, приводило бы людей к благородному самопожертвованию.

Такие выводы показывали его полное незнание психологии человека, но не помешали при этом делать подобные заявления в этой сфере.

Также значительную долю популярности Н. Чернышевскому дала критика реформаторских надежд на «просвещённого монарха» и «честного политика», поэтому его философию позднее взяли на вооружение многие революционеры и фанатики.

В своих романтических выводах Н. Чернышевский полагал, что всё им сказанное приведёт к появлению «новых людей», идеалами которых станет служение народу, революционный гуманизм и исторический оптимизм.

А для получения этих «новых людей», по его мнению всего лишь нужно бы принять уклад «о новых условиях сельского быта», в котором крестьяне освобождались с землёй без всякого выкупа, а далее распоряжались ею в условиях рыночных отношений.

С такими заявлениями он стал очень популярным среди крестьянства политиком, но показав свою капиталистическую сущность отвернул от себя большинство образованных социалистов.

Как итог, его арест и 20-и летняя ссылка добили его здоровье, после чего 29 октября 1889 года он умер от кровоизлияния в мозг, вызванного малярией.

Но несмотря на то, что его наивные и романтические рассуждения о политическом строе конечно же опровергли, Н. Чернышевский оставил после себя большое литературное наследство, в виде целого ряда замечательных произведений.

А некоторые из указанных в философии Н. Чернышевского идеалы даже были взяты за основу общественного строительства И. В. Сталиным.

В частности им был взят педагогический идеал, в виде всестороннего развития личности, готовой к саморазвитию и самопожертвованию ради общественного блага.

Другой же идеал Н. Чернышевского был взят на вооружение современной капиталистической идеологией, а именно вместо понятия человека как части природы, было установлено приравнивание человека к венцу творения, которому вся природа должна быть подчинена.

Что стало основой сознания современного потребительского общества.



Автор статьи: Олег Березовой.

Тэги: Олег Березовой Царский режим Культура Социализм Государственная идеология Н. Чернышевский

Станьте первым!

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!