Россия

Вардан Багдасарян о роли воспитания и образования в жизни России

Вардан Багдасарян о роли воспитания и образования в жизни России

Фото: газета "Национальный курс"


Доктор исторических наук, профессор, доверенное лицо Владимира Путина на выборах, декан факультета истории, политологии и права Московского государственного областного университета Вардан Эрнестович Багдасарян в своём интервью газете "Национальный курс" дал свои комментарии о месте образования, воспитания кадров государственного строительства, и высказал своё мнение о подготовке так называемых "технократов" во власти:


"Я напомню, это часто цитируемое высказывание Сталина, "Кадры решают всё". Сталин это сказал на встрече с выпускниками военной академии. Он военным это сказал, и второе, "не техника, а кадры решают всё".

Сегодня тоже можно сказать, не технологии, чем у нас зачастую увлекаются, а кадры, люди решают всё. Но кадры всегда подбираются под какие-то цели. А цель была определена с конца 80-х, конца 90-х цель была вхождение в единый западоцентричный мир.

Эта установка возникла ещё в советский период, и дальше это усилилось в 90-е годы. Обучение в западных университетах, перенятие западного опыта, это считалось важным, перспективным. Кадры были (созданы) под эту задачу. Институты, концепции.

Но дальше возникает пробуксовка вхождения в этот западоцентричный мир. Оказалось, что тот мир нас не ждёт, не пускает, он враждебен. Возникает раскол внутри этих кадровой политики.

С одной стороны, остаются те группы, для которых жизнь на Западе для них выше. Кто-то из них уже уехал, кто-то затаился. Другие говорят, давайте будем создавать не под какую-то идеологию или мировоззрение, а мы будем готовить просто профессионалов-технократов.

Я хочу сказать, что это очень большая иллюзия. Как выстраивается государственная политика? Начинается всё с ценностей. Ценности превращаются в смыслы. Смыслы превращаются в цели - чего мы хотим достигнуть? Надо преодолеть препятствия на пути к цели. А когда мы решаем проблемы, мы выходим на средства, технологии, методы, инструменты.

Так вот, что такое технократ? Это специалист по технологиям, методам. методы и технологии очень важны. Но когда технологии и методы существуют в отрыве от целей и ценностей, они превращаются во что-то самодостаточное. И тогда технократия превращается в бюрократию.

И опыт последних лет показал, что без ценностей и мировоззрения система не будет функциональной. Система может бюрократизироваться, и бюрократ, он не менее опасен, чем откровенный западник. Потому что он парализует работу системы. Особенно в ситуации военного противостояния он крайне опасен".

Поэтому провозглашены традиционные ценности, сегодня поставлен вопрос о формировании мировоззрения. Соответственно, ценности под эту установку - восстановление суверенитета, восстановление цивилизационных потенциалов России, как государства-цивилизации, в общем-то, и должны быть подобраны кадры".


О роли идеологии в образовании:


" Были научные (советские) партийные школы, были и мыслители, Луначарский, Богданов, который создавал свою науку. Ленин создал школу в Лонжюмо, о ней раньше знали, о ней писали, стихи сочиняли. Этот опыт был забыт. И вся система современного обществоведения, взгляд на государство, на право, на экономику, на рабочее движение, на прошлое, методологические подходы по всем этим наукам, там они вырабатывали свои подходы, снова слова Сталина "Без теории нам смерть", практика вытекает из концепций. Практика сама по себе, это дрессировка.

Так вот, концепции (в советское время) формировались. Интеллектуальный уровень, концептуальный подход, он имеет принципиальное значение. Потому что, если не будет концептуального подхода, то на шаге номер два уже не понятно будет, куда двигаться, и как в той или иной ситуации действовать.

Всё равно большевики с такой подготовкой столкнулись со многими вызовами. Но наличие этой идеократической компоненты, оно очень важно. Действительно, общественные науки начала 20 века оказались у неком кризисе, и большевики попытались создать собственные концепции, подходы, и действительно они их создали.

А когда они уже пришли к власти, эта ситуация достойна того, чтобы учитывать этот опыт. Академия наук тогда была кадетствующая. Кадеты - это либералы начала 20 века, то есть академия была кадетствующая, западная. Она проводила где-то откровенный, а где-то латентный саботаж. сопротивлялись. Что сделали большевики?

Они стали создавать собственные, под свою идеологию, структуры. Красную академию, институт красной профессуры. МИФЛИ (Московский институт философии, литературы и истории) выделили в отдельную институцию из Московского университета. Много чего в этом отношении сделали.

Академия наук, видя, что такое перепрофилирование осуществляется, стала более покладистой, и уже ближе к войне заработала как важная институция поддержки государства и патриотического воспитания в той модели государственности, которая была. Но этот этап в создании кадров под мировоззрение и идеологию, которая была у большевиков, это то, что с точки зрения формы и процесса, надо использовать. Безусловно, он показывает, как это можно делать. И, к сожалению, этот опыт в значительной степени забыт".


О разных подходах в образовании на Западе и в России:


"Что такое система образования? Система образования -это человеко-строительство. Предположим, погибли все институции, или находятся в кризисном состоянии. Но работает эффективно система образования, хотя так не бывает, но предположим, она транслирует ценности, образование, опыт. Цивилизация восстановится.


И наоборот. Работают и функционируют все институции, а в образовании проблема, оно не транслирует ценности и опыт. Всё, система погибнет. Потому что не будет передачи знаний, опыта, ценностей из поколения в поколение.


И в этом отношении, воспитательная компонента, она важнейшая.Педагогика, это как раз наука о воспитании. Тут нужно научное обоснование. Я напомню, и президент много раз, прошлый год был годом педагога и наставника, год Ушинского. И президент говорил о необходимости взять лучшее из отечественной системы педагогики. Он цитировал слова Бисмарка о том, что победу в войнах одерживают учителя. В этом отношении педагогические вопросы, они важнейшие.

Как все педагогические школы уходят в культуру национальную, так и наша, вышла из православной традиции, из византийской педагогики. Платон. И Ушинский, это связующее звено. В советское время об этом не любили говорить, он был глубоко верующий человек, опирался на традиции православной педагогики с одной стороны, а с другой, когда отбросили увлечение западной педагогикой 1920-х, и с середины 1930-хвзяли за основу Ушинского.

Вот, это та система, которая позволила и победить в ВОВ, и победить в космической гонке. Она была создана в 1930-е годы за счёт возвращение на новом уровне к классической педагогической системе.

Особенность нашей системы, это прежде всего, социализация. Человек, это социальное существо. Не биосоциальное, как у Аристотеля, политическое животное, а социальное. Это не индивидуализация, как на Западе, если человек - индивидуум (греч., атом), значит надо индивидуализацию проводить, а социализацию, потому что человек - общественное существо.

Второе, это христианские традиции. Человек, это образ подобия божия. В советский период это по-другому было переосмыслено. Это педагогика идеального.

Это не западный подход - исходить из потребностей ребёнка. Наоборот, ребёнка надо вести. Лесгарт - основоположник системы советских побед в спорте, школы побед.

А сегодня в обучающемся атрофирована важнейшая составляющая, о ней даже не говорят, это сила воли. Он хочет чего-то достичь, а не может. Он не может мобилизоваться. И представьте, всё это демобилизованное общество, в виду отсутствия элементарной возможности мобилизовать себя даже для того, что лично полезно. А тем более, для государства, страны, и т.д. Это всё следствие привнесения западной педагогики, педагогическая диверсия. Надо в этом отношении, возвращаться к лучшему. А наша педагогика была, безусловно, лучшей. Её восстановление сегодня, это вопрос суверенитета".

Видеозапись интервью с Багдасаряном:



Смотрите также новостные ресурсы в ТГ-канале t.me/nationkurs, Youtube канал "Национальный Z курс" и ТГ-канал наших соратников из Украины t.me/UKRNOD

Тэги: Вардан Багдасарян Суверенная система образования Газета "Национальный курс"

Станьте первым!

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!