В этот день

5 ноября 1955 года проведены первые испытания турбореактивного самолёта Ту-104

5 ноября 1955 года проведены первые испытания турбореактивного самолёта Ту-104

В этот день, 68 лет назад, в СССР проведены первые испытания пассажирского турбореактивного самолёта. А в период с 1956 по 1958 год он станет единственным в мире эксплуатирующимся реактивным авиалайнером.

Официальное Постановление Совета Министров СССР о проектировании

реактивного пассажирского самолёта в КБ Туполева вышло 11 июня 1954

года.

Для создания авиалайнера были взяты наработки, которые велись в проектировании бомбардировщика Ту-16, поэтому его разработка заняла столь короткий срок.

А уже на следующий год, 5 ноября 1955 года в воздух поднялся первый серийный реактивный пассажирский самолёт, построенный на Харьковском авиазаводе.

И хотя он не стал первым в мире реактивным пассажирским самолётом, так как его технически опередил британский авиалайнер «Комета 1», полёты которого начались 2 мая 1952 года, но быстро закончились, так как он был снят с эксплуатации в 1956 году, из-за неполадок заложенных при проектировании.

Поэтому Ту-104 стал единственным на тот момент реактивным пассажирским самолётом в мире, который эксплуатировался.

Следующим серийно выпускаемым реактивным авиалайнером стал американский Boeing 707, введённый в коммерческую эксплуатацию в октябре 1958 года.

Серийный выпуск Ту-104 настолько шокировал западную публику, что они не могли поверить в то, что СССР массово выпускает такие перспективные самолёты.

Поэтому после первого визита, прошедшего в 1956 году, первого секретаря ЦК КПСС Н. Хрущёва в Лондон, прилетевшего на Ту-104, британские газеты начали писать, что глава СССР летает на прототипе.

Когда на следующий день в Лондон прилетел второй самолёт Ту-104, западная пресса стала высмеивать советских пилотов за то, что они перекрашивают номер самолёта-прототипа для того, чтобы их впечатлить.

Ну а после одновременного прилёта в Лондон, 25 марта 1956 года, сразу трёх Ту-104, все станы были вынуждены признать триумф СССР в пассажирской авиации, так как на тот момент больше ни у одной страны в мире действующих реактивных пассажирских авиалайнеров уже не было.

В последующие годы, на базе Ту-104 производили самые различные варианты модификаций.

Из этих самолётов делали летающие лаборатории для испытаний новых технологий и создания невесомости.

Его модификации использовали как учебные, грузовые, военные и даже для разгона облаков.

А серийный выпуск продолжали по 1960 год, после чего заменили на его модернизированную версию — Ту-154.

Для его нормальной эксплуатации, в СССР перестроили всю аэродромную структуру страны.

С его появлением, в аэропортах стали широко внедряться уже привычные сейчас спецавтомобили, такие как заправщики, аэродромные тягачи, машины для заправки водой и кислородом, багажные машины, автолифты и самоходные трапы.

После чего в аэропортах начали работать, также привычная сейчас система оформления билетов, регистрации багажа и автобусы для пассажиров.

Всего было произведено 205 самолётов Ту-104, которые уже к 1972 году начали выводить из состава «Аэрофлота», так как их заменяли на авиалайнеры следующего поколения.

В последний раз самолёт типа Ту-104 поднялся в воздух 1 ноября 1986 года, когда одна из сохранившихся в лётном состоянии машин перегонялась на вечную стоянку в Ульяновский музей гражданской авиации.


Автор статьи: Олег Березовой


Тэги: Олег Березовой конкуренция наций Самолёты

Станьте первым!

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!