В этот день

17 апреля 1905 г. Николай II издал Указ «Об Укреплении Начал Веротерпимости»

17 апреля 1905 г. Николай II издал Указ «Об Укреплении Начал Веротерпимости»

В этот день, 118 лет назад, Император Российской империи Николай II издал именной высочайший Указ, данный Сенату и поставивший на повестку дня вопрос о проведении реформы Русской православной церкви.

Данный Указ стал первым в ряду российских государственных актов XX в., реформировавших отношения между церковью и государством, после которых церковь стала независимой, а государство светским.

Подтолкнули императора к изданию Указа протестные настроения, разгоревшиеся в стране после Кровавого воскресения 22 января (9-ого по старому стилю) того же года и проекта преобразований, предложенного представителями самой церкви.

«Только свободно самоуправляющаяся церковь, может обладать голосом, от которого горели бы сердца человеческие» — говорилось в записке группы 32-ух столичных священников, опубликованной 17 марта в «Церковном Вестнике».

И сказано это было не зря.

События тех дней показали, что множество людей своими действиями и высказываниями шли против официальной церкви.

А преследуемые христианские течения, называемые раскольниками, разжигали вражду по религиозному принципу, особенно те, которые тяготели к католичеству, позволяющую иметь большую материальную выгоду.

Однако император не хотел продолжать противостояние и согласился на Указ, в котором, в том числе повелел:

- Признать, что отпадение от православной веры в другое христианское исповедание или вероучение не подлежит преследованию или ограничению в чём либо.

- Разрешить христианам всех исповеданий принимаемых ими на воспитание некрещеных подкидышей и детей неизвестных родителей крестить по обрядам своей веры.

- Установить в законе различие между вероучениями, называемыми «раскол», разделив их на три группы: а) старообрядческие согласия, б) сектантство и в) последователи изуверных учений, самая принадлежность к коим наказуема в уголовном порядке.

- Присвоить наименование старообрядцев, взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют свое богослужение по старопечатным книгам.

- Признать, что сооружение молитвенных старообрядческих и сектантских домов, точно так же, как разрешение ремонта и их закрытие, должны происходить применительно к основаниям, которые существуют или будут постановлены для храмов инославных исповеданий.

- Присвоить духовным лицам, избираемым общинами старообрядцев и сектантов для отправления теперь разрешённых духовных треб, наименование «настоятелей и наставников», которым присвоить те же права, какими в сем случае пользуются все вообще духовные лица.

- Уравнять в правах старообрядцев и сектантов с лицами инославных исповеданий в отношении заключения ими с православными смешанных браков.

- Признать, что во всякого рода учебных заведениях в случае преподавания в них закона Божия инославных христианских исповеданий таковое ведется на природном языке учащихся, причем преподавание это должно быть поручаемо духовным лицам подлежащего исповедания и, только при отсутствии их, светским учителям того же исповедания.

- Подвергнуть обсуждению действующие узаконения о ламаитах, возбранив впредь именование их в официальных актах идолопоклонниками и язычниками.

Правительствующему Сенату данный Указ спущен не для обсуждения, а как надлежащее распоряжение, то есть для исполнения и подписан императором лично.

Хотя далеко не всем Указ был в радость, некоторые даже протестовали, но его пришлось исполнять.

Издание Указа совпало с празднованием Пасхи, что не позволило протестующим вести активную агитацию.

На основании данного Указа десятки тысяч крестьян проживающих на западе Российской Империи сразу же вернулись к униатству, так как только формально числились православными.

И если планировалось, что отделение церкви зажжёт сердца людей, то произошло как раз наоборот, многие священники получив свободу от государственного надзора начали обогащаться за счёт местного населения, что после Великой Октябрьской Социалистической революции стоило очень дорого, так люди получили возможность им отомстить, что повлекло за собой разрушение многих церквей.

Порядка данный Указ также не прибавил, так как большее количество разночтений в безграмотном тогда обществе привело к ещё большему проявлению религиозной нетерпимости.

Так что можно сказать сработала китайская мудрость: «Если в доме нет единого мнения, то и порядка не будет».

Порядка и не стало.

Российская империя доживала свои последние годы, так как её основой являлся монархический строй, стержнем которого была власть императора, как помазанного на власть со стороны государственной религии.

Так что после ликвидации государственной религии, император своими руками ускорил падение монархи, которая к тому времени хоть и устарела как система управления, но теоретически могла бы эволюционировать и мирным путём.


Олег Березовой


Тэги: Олег Березовой Монархия Царский режим Церковь РПЦ

Станьте первым!

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!