В этот день

3 ноября 1979 г. первый в мире десантный экраноплан принят в состав ВМФ

3 ноября 1979 г. первый в мире десантный экраноплан принят в состав ВМФ

В этот день, 44 года назад, на вооружение Военно-морского флота СССР (ВМФ) поступил первый в мире десантный экраноплан «Орлёнок», разработанный в КБ Р. Алексеева.

На ходовые испытания «Орлёнка» вывели ещё в 1972 году и называли его

тогда экранолётом, но из-за дефекта производства он получил повреждения

об воду, после чего только умение экипажа спасло прототип от разрушения.

Но даже при таких неблагоприятных испытаниях, сама принципиальная схема десантного самолёта-корабля не имела себе равных.

«Орлёнок» показал возможность принять на борт до 200 морских пехотинцев с полным вооружением или два плавающих танка (БТР, БМП) с экипажами, взлететь с волны до двух метров и со скоростью 400 - 500 км/час доставить десант к месту высадки, причём расходуя меньше топлива чем корабль или самолёт с такой же грузоподъёмностью.

И этого не мог ни один корабль или самолёт в мире.

Поэтому за данную машину начались настоящие бюрократические сражения между воздушным и морским министерствами.

Каждое из которых доказывало право на распоряжение данным аппаратом, так как в его конструкции были детали производимые в обеих отраслях.

В итоге аппарат признали экранопланом на динамической воздушной подушке, что по сути является правдой, так как свою подъёмную силу он образует от нагнетания давления под крылом, в отличии от самолёта, который поднимается в воздух за счёт разряжения воздуха над крылом.

Эффект экрана был замечен ещё в середине 1920-х годов, когда разбились несколько самолётов, которые не получилось посадить из-за нарастающего давления под крылом.

А в 1932 году было замечено уменьшение аэродинамического сопротивления и расхода топлива самолёта с большой хордой крыла, летящего низко над поверхностью.

После чего к разработке экранопланов приступили конструкторские фирмы многих государств, но ни у кого кроме Р. Алексеева до 70-ых годов построенных рабочих экземпляров так и не было.

Для последующих испытаний было построено ещё пять образцов, в которых устранили дефекты первого полёта, после чего они все поступили на вооружение ВМФ СССР, а на их базе сформировали 11-ую отдельную авиагруппу непосредственно подчинённую Главному штабу морской авиации.

Их характеристики, превосходящие все десантные агрегаты, восхитили руководство ВМФ на столько, что после принятия «Орлёнка» на вооружение планировалось построить ещё 120 аппаратов такого класса.

Однако после прихода к власти в СССР национал-предателей программа была свёрнута, после разрушения СССР одна машина была разбита, а оставшиеся — разукомплектованы.

На Западе же напротив, увидев перспективность данной машины, в 1990-е годы Конгресс США создал специальную комиссию, призванную разработать план разработок экранопланов, которые после 2003 года стали засекречены.

В России же после 2000-ых годов планировали разработку пассажирских малых экранопланов, но предприятие которое собиралось их делать в 2011 году обанкротили.

Однако работы по созданию новых моделей экранопланов не прекращали.

В настоящее время, после успешного показа экранопланов на выставке вооружений «Гидроавиасалона-2018», производство разного рода машин такого класса возобновлены.


Автор статьи: Олег Березовой



Тэги: Олег Березовой конкуренция наций Вооружение Экраноплан

Станьте первым!

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!