В этот день

18 июля 1790 г. Екатерина II назвала А. Радищева более опасным, чем Пугачёв

18 июля 1790 г. Екатерина II назвала А. Радищева более опасным, чем Пугачёв

В этот день, 233 года назад, высказывание российской императрицы лишь подтвердило то, что любая власть построенная на высокомерии, узурпации и угнетении, такая как монархическая, больше всего боится правды.

А человек который несёт эту правду, сравнивается с врагом государства номер 1.

Данное сравнение Александр Николаевич Радищев получил за написанное им произведение «Путешествие из Санкт-Петербурга в Москву», за него же, к тому времени был арестован.

Не спасло его ни занимаемое положение, ни заслуги, ни дворянский титул, ни даже близкая дружба с графом Воронцовым.

А положение было не малым, ведь Александр Николаевич был уважаемым человеком в столице и с 1970 года занимал должность начальника Таможенной службы Российской Империи.

При этом, в отличии от многих чинов такого же ранга, А. Радищев выделился добросовестным и смелым отношением к своим обязанностям, порядочностью и масштабным мировоззрением.

Что не удивительно, ведь опыт его жизни выходит далеко за пределы обычного пафосного дворянского бытия.

Хотя он и прошёл обучение в Германии, службу в Пажеском корпусе при дворе российской императрицы, титулярным советником в российском Сенате и обер-аудитором в штабе командовавшего в Петербурге генерал-аншефа Брюса.

Но глядя на жизнь в царской России, на фоне американской и последовавшая за ней французской революций, чтобы выразить своё недовольство, А. Радищев начал подпольно писать различные произведения.

Его жанром стала поэзия и проза, в которых он только затрагивал проблемы русского общества.

Первыми вышли на свет его «Размышления о греческой истории», «Офицерские упражнения», «Дневник одной недели», «Вольность», «Слово о Ломоносове», «Общество друзей словесных наук» и «Беседа о том, что есть сын Отечества», которые он печатал в различных неофициальных типографиях.

Но для своего главного произведения, в 1789 году А. Радищев разместил в своём доме собственную типографию, в которой и вышла на свет его повесть «Путешествие из Петербурга в Москву», за которую он будет отправлен в ссылку, в Сибирь, а 18 июля 1970 года поставлен императрицей Екатериной II, в один ряд с Е. Пугачёвым, то есть бывшим предводителем крестьянского восстания и самозванцем, выдававшим себя за российского императора Пётра III.

Хотя в данном произведении всего лишь показывалась правда жизни в монархической России.

Сама повесть представляет собой собрание разрозненных фрагментов, связанных между собой названиями почтовых станций городов и деревень, мимо которых следует путешественник по пути следования, с включёнными в текст, ранее написанными одами «Вольность» и «Слово о Ломоносове», параллельно описывая само устройство Российской Империи.

Особое внимание в повести уделяется положению крепостных крестьян угнетаемых помещиками, а также выводам, в которых автор связывает описанную несправедливость — с самим русским монархическим строем.

Собственно за это, Указом Екатерины II от 4 сентября 1790 года, А. Радищев признан виновным «в преступлении присяги и должности подданного изданием книги… наполненной самыми вредными умствованиями, разрушающими покой общественный, умаляющими должное ко властям уважение, стремящимися к тому, чтобы произвести в народе негодование противу начальников и начальства и наконец оскорбительными и неистовыми изражениями противу сана и власти царской».

При этом саму повесть конечно попытались запретить и очернить, для чего различные разрешённые именитые поэты высказались о ней с крайней пренебрежительностью.

Кроме выводов автора, в повести описаны и произвол чиновников и судей, и несовершенные законы в сфере торговли, и низкий уровень образования и неграмотность населения, и жесткая цензура, и отсутствие свободы слова, и насильственные браки в среде крестьян создаваемые дворянскими решениями, и разврат среди населения, и как следствие распространение болезней, и иностранцы-гувернеры, обучающие дворянских детей не русской культуре, и дворянская служба в армии «с пеленок», и французский язык как основной в среде дворян, и т.д. и т.п.

Но это было просто правдой, описывающей все ужасы и проблемы монархической России, то есть то, на что высшие сословия не обращали внимания из-за собственного высокомерия и пренебрежения к обычным людям.

И хотя сейчас, когда о крепостном праве можно узнать только из истории, сочинение А. Радищева теряет то политическое значение, какое оно имело в то время, но глядя на возрождаемое сословное деление в обществе, начавшееся в 90-ых, его можно использовать как описание того, что будет если это получится.

А глядя на сохранившийся экземпляр книги А. Радищева попавший в руки Екатерины II, можно узнать какое было к ней отношение тогдашних правящих кругов к людям или спрогнозировать будущее отношение, формирующееся сейчас.

Так например на описание:

- трагической сцены продажи крепостных людей на аукционе, императрица изволила написать: «Начинается прежалкая повесть о семье, проданной с молотка за долги господина»;
- о помещике, убитом во время пугачёвского бунта своими крестьянами за то, что «каждую ночь посланные его приводили к нему на жертву бесчестия ту, которую он того дня назначил, известно же в деревне было, что он омерзил 60 девиц, лишив их непорочности», императрица написала — «едва ли не гистория Александра Васильевича Салтыкова».

За написание этой книги А. Радищев пробудет в ссылке до 1796 года, года воцарившийся император Павел I примет решение об освобождении узника.

А после воцарения Александра I, Радищев получил полную свободу и будет восстановлен в положении, после чего станет служить членом Комиссии для составления законов и даже внесёт свой вклад в конституционный проект, озаглавленный «Всемилостивейшая жалованная грамота», в котором попытается прописать, такие привычные сейчас нормы, как равенство всех перед законом, свобода печати и т. д.

Хотя за это и получит от председателя комиссии строгое внушение за его вольный образ мыслей.

А после данного внушения А. Радищев умрёт, с официальной версией — самоубийство через отравление ядом, что очень сомнительно для человека, строившего планы на будущее.

И вот такую Россию, современные монархисты хотят возродить.


Автор статьи: Олег Березовой

Тэги: Олег Березовой Монархия Царский режим Культура А. Радищев

Станьте первым!

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!