В этот день

23 июля 1994 г. вступил в силу Закон «О Конституционном Суде РФ»

23 июля 1994 г. вступил в силу Закон «О Конституционном Суде РФ»

С этого дня, 29 лет назад, изменена структура Российской Федерации, в которой теперь состав Конституционного суда не избирался депутатами, а назначался сенаторами, да ещё и с урезанными полномочиями.

В советское время, дачей заключений о законности тех или иных постановлений союзных республик, с точки зрения Конституции, занимался Верховный суд СССР, который избирался Верховным Советом СССР сроком на 5 лет.

Но с приходом к власти М. Горбачёва ситуация поменялась.

М. Горбачёв привёл в Верховный Совет своих соратников, которые в итоге помогли ему разрушить СССР.

С их помощью был принят Закон СССР от 1 декабря 1988 г. № 9853-XI «Об изменениях и дополнениях Конституции СССР», который передавал полномочия Верховного суда, в части трактовки Конституции СССР новому, создаваемому для этого органу — Комитету конституционного надзора СССР.

Сам Комитет избирался Съездом народных депутатов СССР сроком уже на десять лет.

Их планировалось избирать из числа специалистов в области политики и права, но на самом деле в него попадали удобные депутаты, многие из которых оказались приближёнными к М. Горбачёву.

Комитет заработал в 1989 году на основании Закона СССР от 23 декабря 1989 года «О конституционном надзоре в СССР», введённом в действие с 1 января 1990 года и некоторые его служащие даже пытались осудить разрушение СССР, путём подачи запроса в Верховный Совет СССР, в котором напомнили, что введение чрезвычайного положения требует согласия Верховного Совета и выразили озабоченность сложившимся положением, запросив данные о неспособности президента СССР выполнять свои полномочия.

Такую же озабоченность они выражали и 11 декабря 1991 года, когда реакцией на ликвидацию Отечества стало просто заявление, осуждающее подписание Соглашения о создании СНГ, констатирование факта превышение полномочий лицами, нарушившими действующее законодательство и призыв действовать согласно общепризнанных международных норм.

То есть фактически, члены Комитета потворствовали государственному перевороту.

Параллельно работе Комитета, с 12 июля 1991 года Законом РСФСР «О конституционном суде» был создан республиканский Конституционный суд РСФСР, впервые избранный Съездом народных депутатов РСФСР 30 октября 1991 года, который после разрушения СССР остался единственным органом, дающим заключения о соответствии нормативно-правовых актов, Конституции РСФСР.

В 1992—1993 годах в Российской Федерации наступил конституционный кризис, ставший следствием нарушения Конституции СССР и закончившийся подписанием соглашения между Ельциным и Хасбулатовым, согласно которого предусматривалась отсрочка вступления в силу поправок к Конституции РФ, которые урезали полномочия президента, до проведения референдума по её узакониванию, запланированного тогда на апрель 1993 года.

Но когда 23 марта 1993 года Конституционный суд Российской Федерации признал телеобращение президента Ельцина к народу от 20 марта неконституционным, то это послужило основанием для рассмотрения вопроса об отрешении президента от должности, после чего суд стал целью № 1 для его мести, которая была осуществлена планомерно.

21 сентября 1993 года Президент РФ Б. Ельцин объявил о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного совета.

На что Конституционный суд Российской Федерации вынес Заключение № З-2 «О соответствии Конституции Российской Федерации действий и решений Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина, связанных с его Указом от 21 сентября 1993 года «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», на основании которого Верховный Совет и Съезд РСФСР отрешили Б. Ельцина от должности Президента РФ.

После чего был совершён так называемый «Ельцинский переворот 1993 года», следствием которого стало приостановление деятельности Конституционного суда Российской Федерации.

А в 1994 году был принят новый закон о Конституционном суде Российской Федерации, вступивший в силу 23 июля 1994 года.

Согласно новой нормы суд утратил право рассматривать дела по собственной инициативе и оценивать конституционность действий тех или иных должностных лиц, а также конституционность партий.

Новые судьи Конституционного Суда Российской Федерации больше не избирались депутатами, а назначались Советом Федерации, причём их состав расширялся по желанию президента Б. Ельцина, для обеспечения себе перевеса над 9-ю тогдашними судьями не проявлявшими к нему лояльности и голосовавшими против него во время конституционного кризиса.

За последующее, после урезания полномочий время, Конституционный суд Российской Федерации принял более 200 постановлений, большая часть которых касалась проверки конституционности законов.

Более 30 раз неконституционными признавались отдельные положения Уголовно-процессуального кодекса РСФСР.

Но в разрез с решениями власти, Конституционный Суд РФ более не вступал.



Автор статьи: Олег Березовой.


Тэги: Олег Березовой Реформы Конституционный суд

Станьте первым!

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!