В этот день

11 ноября 1480 г. завершились Стояния на Угре

11 ноября 1480 г. завершились Стояния на Угре

В этот день, 540 лет назад, в историю записали событие, ознаменовавшее завершение монголо-татарского ига, так как войска противостоявшие московскому князю отступили.

Официальная история нам рассказывает, что в 1472 году хан Большой Орды Ахмат с большим войском двинулся к границам Великого княжества Московского, возглавляемого Иваном III, но не смог переправится через Оку, так как его атаки отразила русская рать.

На это хан разозлился и сжёг город Алексин и перебил его население.

Позднее московское княжество перестало платить дань, из-за чего летом 1480 года хан повторил поход на Москву, но встав с москвичами по разные берега реки Угры простоял там до холодов.

Форсировать реку войска хана не смогли, а так как Иван III отправил в тыл к противнику диверсионный отряд разгромивший их столицу, Ахмад отступил от Москвы, чтобы не дожидаться морозов, так как находился в ситуации дефицита припасов.

Что и было записано в церковную летопись, как окончание оккупации «поганых», то есть не христиан.

О том что это были не русские тогда ещё не заявляли, о чём говорят изображениях тех лет, на которых невооружённым глазом видно, что противоборствующие стороны не только этнически одинаковы, но и имеют очень схожую экипировку.

В принципе, исходя из правила, что «историю пишут победители», также не удивительно, что сила союзническая с писателями истории отображается в хорошем смысле, а противостоящая в отрицательном.

Поэтому в церковных летописях на стороне «хороших» всегда изображается христианская символика.

Подобное одностороннее освещение событий к тому времени уже стало нормой, особенно после того как впервые успешно описано в «Повести временных лет», благодаря чему христианская церковь получила расширенные права на Руси.

Позднее, такая же тактика исторической записи изменила отношение потомков к походу Тохтамыша на Москву в 1382 году, после которого не христианских русских стали называть татарами.

А в 1830 году был введён термин монголо-татары, который позволил описывать гражданские войны на Руси как монголо-татарские нашествия, хотя по всей вероятности их причиной были как раз религиозные отличия.

Это явно видно по походу Ивана Грозного на Казань, произошедшему в 1552 году, а это позволяет усомнится и в том, что Ахмад уничтожал Алексин.

Тогда же, в 1480 году, противоборствующие стороны вели переговоры, что не вписывается в модель диких и кровожадных монголоидов, которым только дай кого-нибудь убить.

Причём данные переговоры не скрываются церковными летописцами, только предмет их спора описывается как упрек Ахмада в адрес Ивана III о неуплате дани, то есть налогов.

Что говорит о подобии единого государства, в котором данные правители жили в тот феодальный период.

Причём в этих же летописях Ахмад называется царём, а не ханом, как это уже представлено в более поздних записях, когда восточные земли Руси были названы Ордой татар.

То есть по сути Ивана III логичнее назвать сепаратистом, отказавшемся платить налоги в столицу и поддерживаемым в этом местными элитами и церковью.

Хотя мнение московских элит не было единым, так как в них, как впрочем и всегда, был раскол мнений.

Наставления же которые давали Ивану III, также не имели ничего общего с борьбой против оккупантов и звучали следующим образом: «чтобы стоял крепко за православное христьяньство противу безсерменства».

Также зафиксировано название, которое было дано их поведению в описании переговоров с послами от Андрея Большого и Бориса Волоцкого, которые заявляли о том, что совершают мятеж.

Что снова говорит о единстве государственного образования.

А архиепископ Ростовский Вассиан вообще давал наставления Ивану III, называя его «воином Христовым», что говорит об одобрении, а может и об организации данного мятежа.

Что является логичным, так как после его победы церковь укрепилась в роли государственной религии и получила права, фактически сравнимые с государственной властью, а впоследствии использовала их, как и подобает группе лиц осуществляющей диктатуру, то есть во всю используя аппарат насилия.


Автор статьи: Олег Березовой

Тэги: Олег Березовой История России Моголо-татары Искажение истории Стояние на Угре

Станьте первым!

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!