В этот день

16 мая 1931 г. Папа Римский Пий XI заявил о несовместимости католицизма с социализмом

16 мая 1931 г. Папа Римский Пий XI заявил о несовместимости католицизма с социализмом

В этот день, 92 года назад, несмотря на то, что католицизм является ветвью христианства, а следовательно должен учить любви и спасению, глава католической церкви объявил, что социализм, то есть общественный строй, основой которого является социальная справедливость, свобода и равенство, является им чуждым.

Сам папа Римский конечно же на себе никогда никакого угнетения не испытывал, так как был сыном владельца фабрики по производству шёлка и рос никогда ни в чём не нуждаясь.

Его родители оплатили ему получение трёх докторских степеней, по философии, каноническому праву и богословию, а после продвигали по карьерной лестнице.

Наверно поэтому когда он возглавил церковь не стал особо разбираться в различиях социализма и коммунизма, а просто поставил их в один ряд с врагами.

Что не удивительно, так как католическая церковь не отличается от остальных церквей в том, что объявляет себя единственной правильной в мире, а следовательно и единственной гласящей правду.

Наверное поэтому когда папа Пий XI объявлял о своих выводах, изложенных в опубликованной днём ранее энциклике, все действующие государственные идеологии он подверг критике, а правильный путь отнёс только к позиции своей церкви, назвав её «христианской демократией».

И если некоторые аспекты его энциклики были действительно обоснованы, то сведения о социализме он взял у его противников.

Так например он вполне обосновано доказал, что коммунизм и нерегулируемый капитализм представляют угрозу для достоинства личности человека.

Но тут же, со ссылкой на британское обоснование социализма, поставил его почти в один ряд с сатанизмом.

При этом сам того не понимая он призвал к социалистическим нормам, в виде улучшении положения рабочих и порядке распоряжения собственностью, при которой люди должны учитывать не только личную выгоду, но и общее благо, а так же затронул вопрос об общественном благосостоянии.

То есть в его энциклике было либо явное противоречие, либо сильное заблуждение.

При этом критика капитализма была достаточно детальна, так как он жил в капиталистическом обществе и лично знал его минусы.

К недопустимым аспектам капитализма он справедливо отнёс поглощение мелких структур крупными, усиление взаимной зависимости, рост эгоизма, концентрацию прибыли среди крупных собственников, деление прибыли по классовому признаку и концентрацию власти в руках группы лиц, занимающихся инвестированием чужих денег на международных финансовых рынках.

Однако при анализе социализма папа Пий XI доверился своим британским источникам и осудил его за негативное отношение к частной собственности, что является частью коммунистической идеологии, то есть критиковал то чего нет.

Причём если при анализе капитализма он был достаточно сдержан и его выводами были конкретные предложения по исправлению его недостатков, то в критике социализма спустился до откровенного клеймления.

Что не удивительно, ведь СССР в то время практиковал научный материализм, что делало его врагом всех церквей.

А поскольку каких либо доказательных обвинений изложить не было возможностей, советский идеологический фундамент в виде социализма просто поливался «грязью».

И это стало возможным только потому, что на стороне католического главы была фраза немецкого философа К. Маркса, назвавшего коммунизм — классическим социализмом, несмотря на то, что это совершенно разные категории.

Так как социализм — это принцип построения общества, в котором нет антагонистических классов, нет эксплуатации человека человеком, человеческий труд перестаёт быть товаром, а общественный продукт распределяется пропорционально выбранного обществом справедливого критерия.

То есть социализм — это платформа для построения государственных идеологий, которых может быть множество.

Коммунизм же — это конкретная идеология, базирующийся на необходимости общественной собственности на все средства производства, нулевой имущественной разнице и заданных шаблонов для определения правильности члена общества.

То есть коммунизм это критическая версия социализма, построенная по принципу: у всех всё отнять, а делить будут те кто у власти.

Что делает данные термины не просто совершенно разными, а их носителей — преследующих такие же разные цели, но и относящиеся к разным категориям, сравнивать которые просто некорректно.

Но несмотря на то, что они совершенно разные, католическая церковь поставила их в один ряд.

Так например в энциклике папы Пия IX от 8 декабря 1849 года «социализм и коммунизм» обвинялись в желании ниспровергнуть порядок дел человеческих.

Видимо тех самых дел, согласно которых тогда существовала классовая сегрегация и более бедных людей не считали за людей.

Папа Лев XII, 28 декабря 1878 года, также объединял социалистов и коммунистов общим термином — «секта», а участвующих в ней обвинял в «нечестивом сговоре» и намерении «опошлить естественный союз мужчины и женщины».

И это представитель той церкви, которая впоследствии признала законность однополых браков.

А папа Бенедикт XV 1 ноября 1914 года напоминал, что осуждение социализма никогда не должно быть забыто.

Поэтому когда 16 мая 1931 года папа Пий XI излагал свою позицию, он не был уникален.

Его слова о том, что социализм в корне «противоречит христианской истине» были просто политикой защиты интересов церкви.

Так как само по себе христианство базируется как раз на тех ценностях, которые лежат в основе социализма.

А у католической церкви самое большое количество прихожан являются капиталистами, так что её позиция в отношении их политических противников понятна и объяснима простой выгодой.

Такой же выгодой, какой был продиктован и заключённый 11 февраля 1929 года договор между фашистской Италией и Святым престолом, благодаря чему в Европе появилось новое государство — град Ватикан, в фашистских школах обещали вернуть религиозное воспитание и повесить кресты, а в армии утвердить должность военного священника.

В настоящее время капиталисты в России, также как всегда поступали враги СССР, тоже ставят в один ряд социализм и коммунизм, ведь для них единственным способом защитить свои незаконно накопленные капиталы является загаживание социалистической идеи, которая лежит в основе Русской культуры, объединяющей разные народности и провозглашающей справедливость, как одну из фундаментальных основ существования общества.


Олег Березовой


Тэги: Олег Березовой Капитализм Социализм Государственная идеология Ватикан религия

Станьте первым!

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!