Новости
В этот день
16 мая 1931 г. Папа Римский Пий XI заявил о несовместимости католицизма с социализмом
В этот день, 92 года назад, несмотря на то, что католицизм
является ветвью христианства, а следовательно должен учить любви и
спасению, глава католической церкви объявил, что социализм, то есть
общественный строй, основой которого является социальная справедливость,
свобода и равенство, является им чуждым.
Сам папа Римский конечно же на себе никогда никакого угнетения не испытывал, так как был сыном владельца фабрики по производству шёлка и рос никогда ни в чём не нуждаясь.
Его родители оплатили ему получение трёх докторских степеней, по философии, каноническому праву и богословию, а после продвигали по карьерной лестнице.
Наверно поэтому когда он возглавил церковь не стал особо разбираться в различиях социализма и коммунизма, а просто поставил их в один ряд с врагами.
Что не удивительно, так как католическая церковь не отличается от остальных церквей в том, что объявляет себя единственной правильной в мире, а следовательно и единственной гласящей правду.
Наверное поэтому когда папа Пий XI объявлял о своих выводах, изложенных в опубликованной днём ранее энциклике, все действующие государственные идеологии он подверг критике, а правильный путь отнёс только к позиции своей церкви, назвав её «христианской демократией».
И если некоторые аспекты его энциклики были действительно обоснованы, то сведения о социализме он взял у его противников.
Так например он вполне обосновано доказал, что коммунизм и нерегулируемый капитализм представляют угрозу для достоинства личности человека.
Но тут же, со ссылкой на британское обоснование социализма, поставил его почти в один ряд с сатанизмом.
При этом сам того не понимая он призвал к социалистическим нормам, в виде улучшении положения рабочих и порядке распоряжения собственностью, при которой люди должны учитывать не только личную выгоду, но и общее благо, а так же затронул вопрос об общественном благосостоянии.
То есть в его энциклике было либо явное противоречие, либо сильное заблуждение.
При этом критика капитализма была достаточно детальна, так как он жил в капиталистическом обществе и лично знал его минусы.
К недопустимым аспектам капитализма он справедливо отнёс поглощение мелких структур крупными, усиление взаимной зависимости, рост эгоизма, концентрацию прибыли среди крупных собственников, деление прибыли по классовому признаку и концентрацию власти в руках группы лиц, занимающихся инвестированием чужих денег на международных финансовых рынках.
Однако при анализе социализма папа Пий XI доверился своим британским источникам и осудил его за негативное отношение к частной собственности, что является частью коммунистической идеологии, то есть критиковал то чего нет.
Причём если при анализе капитализма он был достаточно сдержан и его выводами были конкретные предложения по исправлению его недостатков, то в критике социализма спустился до откровенного клеймления.
Что не удивительно, ведь СССР в то время практиковал научный материализм, что делало его врагом всех церквей.
А поскольку каких либо доказательных обвинений изложить не было возможностей, советский идеологический фундамент в виде социализма просто поливался «грязью».
И это стало возможным только потому, что на стороне католического главы была фраза немецкого философа К. Маркса, назвавшего коммунизм — классическим социализмом, несмотря на то, что это совершенно разные категории.
Так как социализм — это принцип построения общества, в котором нет антагонистических классов, нет эксплуатации человека человеком, человеческий труд перестаёт быть товаром, а общественный продукт распределяется пропорционально выбранного обществом справедливого критерия.
То есть социализм — это платформа для построения государственных идеологий, которых может быть множество.
Коммунизм же — это конкретная идеология, базирующийся на необходимости общественной собственности на все средства производства, нулевой имущественной разнице и заданных шаблонов для определения правильности члена общества.
То есть коммунизм это критическая версия социализма, построенная по принципу: у всех всё отнять, а делить будут те кто у власти.
Что делает данные термины не просто совершенно разными, а их носителей — преследующих такие же разные цели, но и относящиеся к разным категориям, сравнивать которые просто некорректно.
Но несмотря на то, что они совершенно разные, католическая церковь поставила их в один ряд.
Так например в энциклике папы Пия IX от 8 декабря 1849 года «социализм и коммунизм» обвинялись в желании ниспровергнуть порядок дел человеческих.
Видимо тех самых дел, согласно которых тогда существовала классовая сегрегация и более бедных людей не считали за людей.
Папа Лев XII, 28 декабря 1878 года, также объединял социалистов и коммунистов общим термином — «секта», а участвующих в ней обвинял в «нечестивом сговоре» и намерении «опошлить естественный союз мужчины и женщины».
И это представитель той церкви, которая впоследствии признала законность однополых браков.
А папа Бенедикт XV 1 ноября 1914 года напоминал, что осуждение социализма никогда не должно быть забыто.
Поэтому когда 16 мая 1931 года папа Пий XI излагал свою позицию, он не был уникален.
Его слова о том, что социализм в корне «противоречит христианской истине» были просто политикой защиты интересов церкви.
Так как само по себе христианство базируется как раз на тех ценностях, которые лежат в основе социализма.
А у католической церкви самое большое количество прихожан являются капиталистами, так что её позиция в отношении их политических противников понятна и объяснима простой выгодой.
Такой же выгодой, какой был продиктован и заключённый 11 февраля 1929 года договор между фашистской Италией и Святым престолом, благодаря чему в Европе появилось новое государство — град Ватикан, в фашистских школах обещали вернуть религиозное воспитание и повесить кресты, а в армии утвердить должность военного священника.
В настоящее время капиталисты в России, также как всегда поступали враги СССР, тоже ставят в один ряд социализм и коммунизм, ведь для них единственным способом защитить свои незаконно накопленные капиталы является загаживание социалистической идеи, которая лежит в основе Русской культуры, объединяющей разные народности и провозглашающей справедливость, как одну из фундаментальных основ существования общества.
Олег Березовой
Тэги: Олег Березовой Капитализм Социализм Государственная идеология Ватикан религия
Станьте первым!