Новости
В этот день
14 апреля 1953 г. произведён первый полёт многоцелевого вертолёта Ка-15
В этот день, 70 лет назад, летчик-испытатель Д. Ефремов на первом экземпляре Ка-15, предназначенном для ресурсных испытаний, впервые поднялся в воздух и испытания прошли успешно.
Вертолёт Ка-15 является первым серийным вертолётом ОКБ Н. И. Камова, сконструированном по принципу соосной схемы винтов, который стал прообразом уже легендарных Ка-50 «Чёрная Акула» и Ка-52 «Аллигатор», являющихся гордостью советской и российской армии.
Таким образом идея, опробованная ещё 12 ноября 1947 года, в виде конструкции из стальных труб, укреплённых на двух надувных цилиндрических баллонах и с открытым креслом для лётчика, воплотилась в жизнь.
Сам по себе, принцип вращения винтов в противоположных направлениях, названных соосной схемой, просто гениален.
В первую очередь он позволяет освободить аппарат от сложностей, связанных с компенсацией реактивного вращающего момента реализуемых хвостовым винтом.
Также данный принцип позволяет добиться уникальной маневренности, устойчивости на ветру, компактности и простоты управления.
Даже на данный момент в мире до сих пор нет сравнимых аналогов позволяющих конкурировать с данным принципом.
Поэтому сам Ка-15 получился очень компактным.
Его длина была почти в два раза меньше чем у Ми-1 и составляла всего 6,26 м.
При этом он имел грузоподъёмность 364 кг.
Ещё одной уникальностью, достигнутой инженерами под руководством Николая Камова было то, что важнейший показатель для вертолётов — коэффициент наполнения, был самым малым коэффициентом в мировой практике вертолётостроения и составлял по 1% на каждый винт.
И хоть вертолёт изначально разрабатывался для нужд морской авиации, как противолодочный, корабельный разведчик и связной, в Аэрофлоте и ДОСААФ он находился в эксплуатации до начала 1970-х годов и стал прообразом целой серии легендарных вертолётов серии Ка, построенных по принципу соосных винтов.
Олег Березовой
Тэги: Олег Березовой авиация
Станьте первым!