Общество

О перспективах правовой разработки конституционного положения о «государствообразующем народе России»

О перспективах правовой разработки конституционного положения о «государствообразующем народе России»

Фото: Дзен


Актуальность нормативно-правовых разработок по предметной сфере раскрытия правового положения государствообразующего народа России определяется совокупностью обстоятельств российских и мировых трансформаций, логикой совершенствования законодательства РФ.
Во-первых, актуализируются угрозы разрушительного воздействия на цивилизационные и национально-гражданские идентичности глобализационных процессов. Новые технологические возможности трансграничных коммуникаций порождают тенденции отрыва части населения, прежде всего молодежи, от национальных культурных традиций, росту космополитизма. Космополитическое сознание этой части общества вступает в противоречие с установками на усиление потенциалов патриотизма и суверенности российской государственности. В ситуации роста геополитической напряженности космополиты и глобалисты могут устраниться от государственной повестки, либо оказаться на стороне противника. Ввиду сосредоточенности медиаресурсов у западных государств, под видом глобализма фактически продвигается культура и ценности Запада. Законодательная поддержка цивилизационной идентичности российских граждан в этих условиях должно стать противовесом глобалистского влияния.
Во-вторых, противники России предпринимают и, очевидно, будут предпринимать попытки спровоцировать межэтнические и межрелигиозные столкновения российских граждан, искусственно противопоставить друг другу национальные и конфессиональные идентичности. Основой для таких провокаций могут стать ложные представления о месте отдельных народов и этнических групп в России, отношений их с русским народом. Законодательное раскрытие понятия государствообразующий народ как надэтнической общности, определение места отдельных этнических идентичностей в единой российской идентичности создаст необходимый механизм блокировки возможных провокаций.
В-третьих, решение вопроса о государствообазующем народе обусловливает также вхождение в состав России новых регионов. Принципиально важно, чтобы население новых территорий максимально интегрировалось в российское общество, восприняло себя в нем своими. Требует законодательного разрешения и идея о триединстве русского народа, что целесообразно осуществить в рамках общего законодательства о государствообразующем народе. Идея триединого русского народа должно стать противовесом мифам укронацистской пропаганды противопоставляющим украинскую и русскую идентичности.
В-четвертых, требует поддержки русская в ее надэтническом значении составляющая самосознания. Русские представляют подавляющее большинство населения Российской Федерации и от их идейно-духовного состояния и психологического тонуса зависят потенциалы России в целом. Не могут, в частности, не вызывать озабоченности демографические показатели развития русского народа, что не в последнюю очередь связано с нивелированностью русской идентичности. Между тем, как показывают демографические исследования, фактор цивилизационного самосознания имеет высокую факторную весомость в качестве мотиватора репродуктивного поведения. По сложившейся в системе национально-территориального федерализма практике русские не имеют своей представленности, в отличие от других титульных наций, в Российской Федерации. Такую представленность и акцентированность русской идентичности могло бы потенциально дать закон о государствообразующем народе.
В-пятых, определенные риски создает для единства России специфика национально-территориальной федерации. Национальные образования в Российской Федерации формирует соответствующие национально-региональные идентичности, что в определенных ситуациях, как это показали 1990-е годы, может породить сепаратистские тенденции. К тому же далеко не все коренные народы России являются титульными народами в соответствующих национально-территориальных образованиях, что создает этническую иерархию и вступает в противоречие с принципом национального равенства. Закон о государствообразующем народе позволил бы снять наиболее критичные составляющие национально-территориального федерализма.
В-шестых, решение задач формирования мировоззрения граждан России на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, противодействие антироссийской исторической пропаганде предполагает решение вопроса о самоопределении общества, основаниях мы-строительства. Без самоопределения общества (ответа на вопрос - кто есть мы?) невозможно реализовывать выдвинутую государством ценностную повестку. Определение идентичности является также непременным условием воспитательной деятельности, предполагающей соотнесение индивидуального Я с Мы-общественным. Раскрытие категории «государствообразующий народ» оказывается в этом отношении важнейшим шагом реализации задач содержания Указа № 809.
В-седьмых, развитие и правовое закрепление представления о России как государстве-цивилизации связывается с формированием цивилизационной идентичности. Модель государства-нации, которую по аналогии с странами Запада, пытались ранее реализовать в России, оперирует только гражданской идентичностью, что для многоэтничного российского существования неприемлемо. Пересмотр доктрины государства-нации в пользу государства-цивилизации, заданном Посланием Федеральному Собранию Президента Российской Федерации еще в 2012 году, означает переход к другой системы идентификации, предполагающим наличие этнического и цивилизационного уровня идентичностей. Цивилизационная идентичность сопряжена также с развитием концепта многополярного мироустройства, где каждый из полюсов представляет соответствующую цивилизационную общность. Категория «государствообразующий народ» в соответствующем правовом выражении как раз и раскрывает цивилизационный уровень идентификации с структуре идентичностей российского общества.
В-восьмых, миграционные процессы в современном мире, затрагивающие в том числе и Россию, требует регулирования отношений автохтонов и аллохтонов. С одной стороны, необходимо не допустить демографической подмены российского общества, исчезновения русского цивилизационного ядра. С другой требуется, интегрировать (а отчасти и ассимилировать) ту часть мигрантов, которая потенциально готова к миграции, желает принять нормы и ценности российского общества. Правовое раскрытие положения о государствообразующем народе дает основания реализации соответствующих подходов и в применении к миграционной политике России.
В-девятых, рост ксенофобии, межэтнической напряженности, реанимация нацизма в современном мире определяют запрос на создание механизма противодействия новой нацификации. В год 80-летия Великой Победы особенно важно подчеркнуть к каким последствиям могут привести соответствующие тенденции. Необходимо создание правовых механизмов, лишающих оснований распространения нацистских идеологий и движения в том числе и внутри России. Спровоцированные проявления нацизма могут подорвать систему российского общества, привести к цивилизационной катастрофе. Имея в виду такие угрозы, особенно важно заложить в трактовку государствообразующего народа надэтническую трактовку идентичности, сочетающую значение русского фактора для России с недопущением этнических преференций кому-либо, этнических и расовых дискриминаций кого-либо.
В-десятых, реализация символической политики, культурной политики, политики в области исторического просвещения связано с выбором символов, образов и персоналий, что предполагает определение соответствующих нарративов. Очевидно, в качестве таких базовых символов, образов и персоналий должны быть взяты образы, связанные с идентичностью русского большинства. Составление культурного канона России оказывается невозможно без правового определения феномена государствообразующего народа. Значимые символы, образы и персоналии для отдельных этносов могут иметь региональный статус, тогда как статус общероссийский должны иметь символы, образы и персоналии государствообразующего народа, соотносимые с цивилизационным кодом России.

Правовые основания

Ряд привнесений в российское законодательство, стратегические документы Российской Федерации предполагает ряд последующих шагов в их раскрытии. Уровень Конституции Российской Федерации (поправок 2020 года) делает такие шаги практически необходимыми. Закон о государствообразующем народе России может быть в этой связи определен как Федеральный Конституционный закон. Положение о государствообразующем народе России внесено в статью 68 пункт 1 Конституции Российской Федерации. Обращает внимание, что принадлежность к государствообразующему народу раскрывается в Конституции через русский язык. Такая трактовка определяет открытость вхождения в госудаствообразующий народ, его надэтническое понимание. При этом языковые и шире культурные требования в определении принадлежности к государствообразущему народу являются обязательными. В раскрытии категории государствообразующий народ в законодательстве должны быть, соответственно, акцентированы положения защиты русского языка, русской культуры и истории государствообразующего народа, как основ идентичности. Вместе с тем, нуждается также в раскрытии соотнесение категории «государствообразующий народ» с понятиями «многонациональный народ России» и «равноправные народы». Необходимо выработать непротиворечивое их раскрытие в едином законодательстве.
К вопросам идентичности государствообразующего народа относятся также и иные привнесенные конституционной реформой 2020 года положения Конституции Российской Федерации:
- о объединенности тысячелетней историей, памяти предков, идеалах и вере в Бога, исторической преемственности и исторически сложившемся единстве (67.п.2);
-о защите исторической правды (67.п.3);
- о всестороннем духовном, нравственном, интеллектуальном и физическому развитии детей, воспитании в них патриотизма (67. п. 4);
- об уникальности культурного населения народа России (68. п.4), даваемого в единственном числе, как единой культурной общности;
- о защите культурной самобытности всех народов и этнических общностей, этнокультурном и языковом многообразии (69. п. 2);
- об общероссийской культурной идентичности, принимаемой в том числе соотечественниками за рубежом (69. п. 3).
Введение в статью Конституции 69. п. 3. понятия "общероссийская культурная идентичность" дает основания его использования в законодательстве и предполагает его соотнесение с понятием "государствообразующий народ".
Введение положения о "государствообразующем народе" делает необходимым также проведение соотнесения введенного понятия с другими положениями Конституции:
- определением многонационального народа как носителя суверенитета России (3.п.1);
- равенством прав и свобод человека и гражданина независимо от расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (19.п. 2);
- правом на определение и указание своей национальной принадлежности при запрете принуждения к их определению и указанию (26. п. 1);
- правом свободного выбора в пользование родным языком, праве свободного выбора языка общения, воспитания, обучения и творчества (26. п.2);
- запрете пропаганды расового, национального, религиозного или языкового превосходства (29. п.2);
- определении русского языка в качестве государственного языка Российской Федерации при праве установления республиками своих государственных языков, употребляемых наряду с государственным языком России (68. п. 1, 2).
Конституционное положение о «государствообразующем народе» соотносится также с рядом других стратегических документов Российской Федерации.
В принятых Указом Президента от 24.12.2014 г. № 808 «Основах государственной культурной политики» указывается на ключевую, объединяющую роль в историческом сознании многонационального российского народа русского языка, великой русской культуры (так в тексте «Основ»). Подчеркивается также особая роль в формировании системы ценностей России, которую сыграло православие, при признании значимой роли и других традиционных религий. Проводится положение о культурном единстве многонационального народа России.
Конституционное положение «о защите и поддержке русского языка как языка государствообразующего народа» было включено в Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 Об утверждении «Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Единство народов России отнесено в Указе к традиционным российским духовно-нравственным ценностям.
Указом Президента Российской Федерации от 08.05.2024 г. № 314 Об утверждении "Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения" представлен концептуальный подход раскрытия понятия «государствообразующий народ», который может найти отражение в федеральном конституционном законе «О государствообразующем народе России». «Россия, согласно пункту 5 Указа позиционируется, как - великая страна с многовековой историей, государство-цивилизация, сплотившее русский и многие другие народы на пространстве Евразии в единую культурно-историческую общность и внесшее огромный вклад в общемировое развитие». Используемое в стратегическом документе понятие «государство-цивилизация» предполагает раскрытие цивилизационной идентичности России как идентичности государства-цивилизации. В Указе обращено внимание на угрозы неонацизма, кризиса национальной идентичности, утраты исторической памяти.
Целью государственной политики в области исторического просвещения определяется в Указе наряду с формированием общероссийской гражданской идентичности, укрепление общности Русского мира на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей путем. Русский мир, таким образом определяется как единая общность, рассматриваемая целевым ориентиром государственно политики и связываемой с единой гражданской идентичностью. Такое определение дает основание указывать на надэтническую трактовку Русского мира. Одной из целевых позиций указывается на сохранение истории "государствообразующего русского народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации". Впервые используется дефиниция "государствообразующий русский народ" - именно в таком сочетании.
Концепт Закона

Правовые привнесения, а также принципы формирования российской государственности позволяют предложить двухуровневую модель идентичностей в России. Эта модель опирается на осмысление России как государства-цивилизации и отличается от модели государства-нации, сформировавшейся исторически на Западе. На различия государства-нации и государства-цивилизации неединожды указывал В.В. Путин. Государства-нации западного типа либо полностью отвергали идентичность этническую в пользу гражданской, либо шли по пути этнократий. Ни то, ни другое в России невозможно, и в случае реализации может иметь самые деструктивные последствия. Ключевым подходом для Российской государственности является сочетание этнической и цивилизационной идентичности. Первый уровень - этнической идентичности отражает многоэтничность России, понимания ее как симфонического сосуществования народов. Второй уровень – цивилизационной идентичности отражает единство этих народов через принимаемые ценности, образы, смыслы, цивилизационные коды.
Но уровень цивилизационной идентичности не может быть сконструирован эклектически, путем механического соединения всех этнических культур. Существует ядро цивилизационного самосознания, которое формируется на основе языка и культуры государствообразующего народа. Государствообразующий народ ввиду понимания российского государства как государства-цивилизации есть в тоже время и народ цивилизационнообразующий. Государствообразующий народ, с одной стороны, в своем этническом измерении является одним из народов России, с другой – в цивилизационной – надэтнической общностью. Идентифицировать себя с государствообразующим народом может представитель любого этноса при принятии языка, ценностей, культуры, исторического самосознания государствообразующего народа.
История российской государственности дает видение оптимальных подходов системы Мы-строительства. Человек в Российской империи мог быть представителем любого народа - татарином, немцем, грузином, великороссом или малороссом, являясь при этом русским. Русскость было понятием надэтническим, представляя цивилизационный уровень идентификационного строительства. Сама принадлежность к русским имела надэтнический характер. Видными фигурами в российской истории были имевший украинское происхождение Н.В. Гоголь, грузинское – П.И. Багратион, армянское – И.К. Айвазовский, еврейское братья Рубинштейны, немецкое Э.И. Тотлебен и др.
Двухуровневая модель государствостроительства воспроизводилась и в СССР. Будучи представителями любой национальности, граждане союзного государства были в тоже время советскими. «Национальность» человека составляла первый уровень идентичности, принадлежность к советской общности - второй уровень - цивилизационный. Слова советского гимна «Союз нерушимый республик свободных сплотила навеки Великая Русь», - указывала на русскую государствообразующую роль создания СССР. Двухуровневая модель предотвращала систему от ксенофобии и этнических конфликтов.
Государствообразующий народ – народ, выступивший исторически основной силой образования Российского государства, передавший ему свои ценности, идеалы, традиции, символы, язык, принятые другими народами России в качестве основания цивилизационного и гражданского самосознания.
Принятие ценностей, идеалов, традиций, символов, языка государствообразующего народа является основанием включения в государствообразующий народ вне зависимости от этнической или расовой принадлежности.
Народ – историко-культурное сообщество, принадлежность к которой определяется общностью языка, религии, традиций, бытовых норм, исторической памяти, территорией проживания.
Народ, в отличие от этноса, является общностью не биосоциальной, а историко-культурной.
Этнос – биосоциальное сообщество, основанное на принадлежности к единому кровнородственному объединению, закрепляемому нормами единой культуры.
Этнос, в отличие от народа, основывается на принципе общности крови.
Нация – гражданская общность, основанная на принадлежности граждан к единому государству.
Принадлежность к нации не зависит от принадлежности к народам и этносам.
Многонациональный народ (в российской конституционной версии) – отражение многосоставной природы российской гражданской и цивилизационной общности, признание равенства народов в их единстве, симфоничности системы государственности России.
Требуется комментарий о том, что многонациональный народ - понятие оксюморон, происхождение которого связано теорией австромарксизма (Отто Бауэр), определяемого спецификой Австро-Венгрии, как империи, состоящей из множества наций. Австромарксизм, оказав существенное влияние на российскую социал-демократию, предопределил и появление понятий национальность, и многонациональный народ. Австро-Венгрия являлась распадавшимся государством-империей, внутри которого складывались отдельные нации австрийцы, венгры, чехи, словаки, хорваты, украинцы. Не являясь нацией в прямом смысле слова, они были определены как национальности (недонации).
Нация может включать отдельные народы – и потому многонародная нация возможна. Народ не может включать нации – и потому категория многонациональный народ бессмысленна. Появление промежуточной категории национальность сделала возможным использование понятия многонациональность, связываемого исключительно с австро-венгерским контекстом.
Более корректно было бы говорить применительно к российскому контексту о «многонародном Народе России» - буквально так. Сохраняя свои идентичности, отдельные народы составляют в тоже время единый Народ России. С маленькой буквы – народы России, с большой – Народ России.
Однако ввиду включенности понятия «многонациональный народ» в Конституцию России и другие стратегические документы, его ревизия не представляется целесообразной. Было бы более оправданно предложить ее трактовку, не противоречащую целевым задачам укрепления российской государственности.
Государство-цивилизация - особый тип государства, для которого характерно наличие наднациональной многоэтничной общности, обладающего идентичной, исторически преемственной системой ценностей и смыслов, реализацией интегративной миссии в отношении соответствующего цивилизационного пространства.
Взгляд на Россию как особый тип государства-цивилизации был заявлен Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Послании Федеральному Собранию 2012 года и развит в выступлении на Валдайском форуме 2024 года. Под государством-цивилизацией понимается. Положение о России как государстве-цивилизации нашло отражение в Концепции внешней политики Российской Федерации Указе Президента Об основах государственной политики в области исторического просвещения.
Гражданская идентичность – самосознание принадлежности человека к соответствующему государству, принятие им предписываемых гражданских обязанностей.
Цивилизационная идентичность – самосознание принадлежности человека к соответствующей цивилизации, ее фундаментальных ценностей и идеалов.
Гражданская идентичность России – самосознание человеком себя гражданином Российской Федерации с вытекающими из этого признания обязанностями, чувством долга перед Отечеством.
Цивилизационная идентичность России – самосознание принадлежности человека к Российской цивилизации, которая шире государственных границ России в ее современном состоянии, и которая сопряжена с российской цивилизационной историей.
Важнейшим специфическим фактором российской цивилизационной идентичности является осознание священного характера подвига советского народа в Великой Отечественной войне. Отрицание или умаление подвига советского народа в Великой Отечественной войне означает неприятие человеком российской цивилизационной идентичности.
Соотнесение категорий государствообразующий народ и многонациональный народ.
Русский народ – государствообразующий по факту своей исторической роли. Роль эта и фиксируется самим понятием государствообразующий народ. Государство, созданное русским народом при соучастии других народов, опирается на определенную систему ценностей, идеалов, традиций, символов. Принимая их народы России, солидаризируются с государствообразующим. Результатом такой солидаризации является формирование единой российской цивилизационной идентичности. Во времена Российской империи эта идентичность определялась как русская, в отличие от идентичности первого уровня – великоросской. Во времена СССР – как советская. Показательно, что само понятие советский народ было выдвинуто в преддверии военных вызовов и сложилась окончательно в Великую Отечественную войн. Нужно решение по маркеру цивилизационного уровня единого народа России на современном этапе – русские? российские? евразийские? другое? Наиболее приемлемым вариантом, ввиду наличия соответствующих положений в стратегических документах, видится возвращение к двухуровневой трактовке русскости по аналогии с системой идентификации в Российской империи.


Российский историк, доктор исторических наук, профессор, политолог Вардан Эрнестович Багдасарян

Тэги: Вардан Багдасарян Государствообразующий народ

Станьте первым!

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!