В этот день


29 января 2010 г. впервые поднялся в воздух Су-57

В этот день, 11 лет назад, проведены лётные испытания первого лётного экземпляра перспективного российского многофункционального истребителя 5-го поколения, тогда ещё именуемого Т-50, разработанного в ОКБ имени П. Сухого.

Технические требования к истребителю 5-го поколения были выработаны ещё в конце 1980-ых.

К ним отнесли: кардинальное уменьшение заметности самолёта, многофункциональность, наличие круговой информационной системы, полёт на сверхзвуковых скоростях без использования форсажа, сверхманёвренность, всеракурсный обстрел целей и многоканальную ракетную стрельбу, автоматизацию различных систем, повышение боевой автономности, наличие простой возможности изменения угловой ориентации и траектории движения самолёта, а также всего управления в целом, и даже автоматизированную систему решения тактических задач.

Однако разрушение СССР практически сразу после выработки технических требований привело к прекращению финансирования и заморозке проекта.

Работа была возобновлена только после прихода к власти В. Путина, который запустил программу ВВС России, добившись выделения финансирования не только на поддержание текущего парка машин, но и на разработку перспективных моделей, несмотря на то, что к тому времени отставание от американцев в данной отрасли составляло 10 лет.

Разработка истребителя 5-го поколения получила наименование перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА).

В 2002 году был определён головной исполнитель — ГУП "АВПК «Сухой», который должен работать в связке с РСК «МиГ» и ОКБ им. Яковлева.

Совместными усилиями и с использованием технологий Су и МиГ, 29 января 2010 года первый лётный экземпляр, называемый Т-50, смог подняться в воздух и совершить полёт длительностью около 45 минут.

14 марта 2011 года Т-50 преодолел звуковой барьер, а 18 сентября 2015 года начал проходить завершающий этап испытаний.

А 11 августа 2017 года главнокомандующий ВКС РФ В. Бондарев впервые официально сообщил, что проект истребителя, известный как Т-50, получил серийное обозначение — Су-57.

Главные же испытания самолёт проходил в реальных боевых условиях, после того как в феврале 2018 года четыре истребителя Су-57 были переброшены в Сирию на авиабазу Хмеймим, где они принимали участие в боевых действиях против террористов, параллельно тестируя системы вооружения, возможности бортового радиолокационного оборудования, а также возможность и степень обнаружения американскими радарами и самолётами F-22 / F-35.

Самолёт отлично себя зарекомендовал, поэтому 27 июня 2019 года было объявлено что Министерство Обороны РФ заключило контракт на поставку 76 истребителей Су-57 в рамках форума «Армия-2019», что спустя месяц позволило запустить его в серийное производство.

Данное событие не только прекратило американскую монополию на истребители 5-гопоколения, но и потенциально сделало их слабее, так как в них не была достигнута сверхманёвренность, а за счёт развития российских систем радиолокационного подавления и вовсе ослабляется их главное достоинство — общая динамичность боевой системы.

Но до реального изменения баланса сил в данной сфере пока ещё далеко, так как американские истребители, такие как F-22 и F-35 стоят на вооружении США с 2005 и 2015 годов соответственно, а российские пока только строятся.

Хотя в данной конкуренции наций теперь фигурируют не только Россия и США.

Так например в 2018 году Китай принял на вооружение свой J-20, а Япония ведёт разработки своего истребителя с 2004 года, ожидая его завершение в настоящее время.

Меньшего успеха в данной отрасли достигли Индия, Южная Корея совместно с Индонезией, Иран, Швеция и Турция, но работы по созданию своих истребителей 5-поколения всё равно продолжают, так как любая страна укрепляющая свой суверенитет обязана стремится к современности своих вооружений.


Автор статьи: Олег Березовой.

Тэги: Олег Березовой конкуренция наций Самолёты

Станьте первым!

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!