Информационное агентство

Национальный курс

Мы западу не ученики и не учителя. Мы ученики Бога и учителя себе самим. Перед нами задача: творить русскую самобытную духовную культуру — из русского сердца, русским созерцанием, в русской свободе, раскрывая русскую предметность. И в этом — смысл русской идеи.

Иван Ильин
Иван Ильин

Сталин. Выступление перед деятелями культуры о культурном суверенитете.

Последние новости

16.01.2019 00:20  
США сами стимулируют к отказу от доллара — Медведев
15.01.2019 19:50  
О готовности России предложить обновление договора Союзного государства, заявил Силуанов
15.01.2019 19:48  
Медведев высказался о проблемах бизнеса на Гайдаровском форуме
15.01.2019 19:28  
Путин обсудил стратегию развития РФ с Советом АСИ
15.01.2019 17:51  
1,44 трлн руб. планируется потратить в 2019 году на перевооружение российской армии
15.01.2019 15:15  
Силуанов похвалил правительство, осудил идеологию и отчитался за выполнение майских указов президента
15.01.2019 14:45  
Захарова уверена, США бльше не гарант международной безопасности
15.01.2019 14:42  
Вооружённые силы РФ продолжат переоснащение в 2019 году
15.01.2019 11:42  
Дмитрий Песков уверен: санкции против "Северного потока -2" вредят всем
14.01.2019 17:42  
Встреча министров России и Японии показала: принадлежность Курил России не предмет обсуждения
Сталин. Выступление перед деятелями культуры о культурном суверенитете.
8 Июля 2018
Сталин. Выступление перед деятелями культуры о культурном суверенитете.
Одной из причин проигрыша Советского Союза в "Холодной Войне" был проигрыш за ума и сердца людей, мы проиграли в культуре и искусстве и восстановить суверенитет в этой области одна из наших задач.
Важность Культуры для нас очень хорошо понимал и Иосиф Сталин, который поднял вопрос культурного суверенитета на специальной встрече с деятелями культуры и искусства сразу после войны в 1946 году.

                 И. Сталин. Выступление на встрече с творческой интеллигенцией

(1946 год)

Сталин. Что хотите мне сказать, товарищ Фадеев?

Фадеев (А. А. - в 1946-1954 годах генеральный секретарь Союза писателей СССР. - Ред.). Товарищ Сталин, мы пришли к Вам за советом. Многие считают, что наша литература и искусство как бы зашли в тупик. Мы не знаем, по какому пути их дальше развивать. Сегодня приходишь в один кинотеатр - стреляют, приходишь в другой - стреляют: повсюду идут кинофильмы, в которых герои без конца борются с врагами, где рекой льется человеческая кровь. Везде показывают одни недостатки и трудности. Народ устал от борьбы и крови.

Мы хотим попросить Вашего совета - как показывать в наших произведениях другую жизнь: жизнь будущего, в которой не будет крови и насилия, где не будет тех неимоверных трудностей, которые сегодня переживает наша страна. Одним словом, назрела необходимость рассказать о счастливой и безоблачной нашей будущей жизни.

Сталин. В Ваших рассуждениях, товарищ Фадеев, нет главного, нет марксистско-ленинского анализа задач, которые сейчас жизнь выдвигает перед литературными работниками, перед деятелями искусства.

Когда-то Петр 1 прорубил окно в Европу. Но после 1917 года империалисты основательно заколотили его и долгое время, боясь распространения социализма на их страны, перед Великой Отечественной войной представляли нас миру посредством своих радио, кино, газет и журналов как каких-то северных варваров - убийц с окровавленным ножом в зубах. Так они рисовали диктатуру пролетариата. Наших же людей изображали одетыми в лапти, в рубахах, подпоясанных веревкой и распивающих водку из самовара. И вдруг отсталая "лапотная" Россия, эти пещерные люди - недочеловеки, как нас изображала мировая буржуазия, разгромила наголову две могущественные силы в мире - фашистскую Германию и империалистическую Японию, перед которыми в страхе трепетал весь мир.

Сегодня мир хочет знать, что же это за люди, совершившие такой великий подвиг, спасший человечество.

А спасли человечество простые советские люди, которые без шума и треска, в труднейших условиях осуществили индустриализацию, провели коллективизацию, коренным образом укрепили обороноспособность страны и ценою своих жизней, во главе с коммунистами, разгромили врага. Ведь только за первые шесть месяцев войны на фронтах в боях погибло более 500 тысяч коммунистов, а всего во время войны - более трех миллионов. Это были лучшие из нас, благородные и кристально чистые, самоотверженные и бескорыстные борцы за социализм, за счастье народа. Их нам сейчас не хватает... Если бы они были живы, многие наши сегодняшние трудности уже были бы позади. Вот сегодняшняя задача нашей творческой советской интеллигенции и состоит в том, чтобы в своих произведениях всесторонне показать этого простого, прекрасного советского человека, раскрыть и показать лучшие черты его характера. В этом сегодня и состоит генеральная линия в развитии литературы и искусства.

Чем нам дорог литературный герой, созданный в свое время Николаем Островским в книге "Как закалялась сталь", Павел Корчагин?

Он дорог нам прежде всего своей безграничной преданностью революции, народу, делу социализма, своим бескорыстием.

Художественный образ в кино великого летчика нашего времени Валерия Чкалова способствовал воспитанию десятков тысяч бесстрашных советских соколов - летчиков, покрывших себя в годы Великой Отечественной войны неувядаемой славой, а славный герой кинокартины "Парень из нашего города" полковник-танкист Сергей Луконин - сотен тысяч героев-танкистов.

Нужно продолжать эту сложившуюся традицию - создавать таких литературных героев - борцов за коммунизм, на которых советским людям хотелось бы равняться, которым хотелось бы подражать.

У меня перечень вопросов, которые, как мне сказали, интересуют сегодня советскую творческую интеллигенцию. Если не будет возражений, я отвечу на них.

Возгласы из зала. Очень просим, товарищ Сталин! Ответьте, пожалуйста!

Вопрос. Какие главные недостатки, на Ваш взгляд, имеются в работе современных советских писателей, драматургов и кинорежиссеров?

Сталин. К сожалению, весьма существенные. В последнее время во многих литературных произведениях отчетливо просматриваются опасные тенденции, навеянные тлетворным влиянием разлагающегося Запада, а также вызванные к жизни подрывной деятельностью иностранных разведок. Все чаще на страницах советских литературных журналов появляются произведения, в которых советские люди - строители коммунизма изображаются в жалкой карикатурной форме. Высмеивается положительный герой, пропагандируется низкопоклонство перед иностранщиной, восхваляется космополитизм, присущий политическим отбросам общества.

В репертуарах театров советские пьесы вытесняются порочными пьесами зарубежных буржуазных авторов.

В кинофильмах появилось мелкотемье, искажение героической истории русского народа.

Вопрос. Насколько опасны в идеологическом отношении авангардистское направление в музыке и абстракционизм в произведениях художников и скульпторов?

Сталин. Сегодня под видом новаторства в музыкальном искусстве пытается пробиться в советской музыке формалистическое направление, а в художественном творчестве - абстрактная живопись. Иногда можно услышать вопрос: "Нужно ли таким великим людям, как большевики-ленинцы, заниматься мелочами - тратить время на критику абстрактной живописи и формалистической музыки. Пусть этим занимаются психиатры".

В такого рода вопросах звучит непонимание роли в идеологических диверсиях против нашей страны и особенно молодежи, которую играют эти явления. Ведь при их помощи пытаются выступать против принципов социалистического реализма в литературе и искусстве. Открыто это сделать невозможно, поэтому выступают под прикрытием. В так называемых абстрактных картинах нет реальных образов людей, которым бы хотелось подражать в борьбе за счастье народа, в борьбе за коммунизм, по пути которых хотелось бы идти. Это изображение заменено абстрактной мистикой, затушевывающей классовую борьбу социализма против капитализма. Сколько людей приходили во время войны вдохновиться на подвиги к памятнику Минину и Пожарскому на Красной площади! А на что может вдохновить груда ржавого железа, выдаваемая "новаторами" от скульптуры за произведение искусства? На что могут вдохновить абстрактные картины художников?

Именно в этом причина того, что современные американские финансовые магнаты, пропагандируя модернизм, платят за такого рода "произведения" баснословные гонорары, которые и не снились великим мастерам реалистического искусства.

Есть классовая подоплека и у так называемой западной популярной музыки, так называемого формалистического направления. Такого рода, с позволения сказать, музыка создается на ритмах, заимствованных у сект "трясунов", "танцы" которых, доводя людей до экстаза, превращают их в неуправляемых животных, способных на самые дикие поступки. Такого рода ритмы создаются при участии психиатров, строятся таким образом, чтобы воздействовать на подкорку мозга, на психику человека. Это своего рода музыкальная наркомания, попав под влияние которой человек уже ни о каких светлых идеалах думать не может, превращается в скота, его бесполезно призывать к революции, к построению коммунизма. Как видите, музыка тоже воюет.

В 1944 году мне довелось прочитать инструкцию, написанную одним офицером английской разведки, которая была озаглавлена: "Как использовать формалистическую музыку для разложения войск противника".

Вопрос. В чем конкретно заключается подрывная деятельность агентуры иностранных разведок в области литературы и искусства?

Сталин. Говоря о дальнейшем развитии советской литературы и искусства, нельзя не учитывать, что они развиваются в условиях невиданного еще в истории размаха тайной войны, которую сегодня мировые империалистические круги развернули против нашей страны, в том числе в области литературы и искусства. Перед иностранной агентурой в нашей стране поставлена задача проникать в советские органы, ведающие делами культуры, захватывать в свои руки редакции газет и журналов, оказывать решающее воздействие на репертуарную политику театра и кино, на издание художественной литературы. Всячески препятствовать выходу в свет революционных произведений, воспитывающих патриотизм и поднимающих советский народ на коммунистическое строительство, поддерживать и продвигать в свет произведения, в которых проповедуется неверие в победу коммунистического строительства, пропагандируется и восхваляется капиталистический способ производства и буржуазный образ жизни.

В то же время перед иностранной агентурой поставлена задача добиваться в произведениях литературы и искусства пропаганды пессимизма, всякого рода упадничества и морального разложения.

Один ретивый американский сенатор сказал: "Если бы нам удалось показать в большевистской России наши кинофильмы ужасов, мы бы наверняка сорвали им коммунистическое строительство". Недаром Лев Толстой говорил, что литература и искусство - самые сильные формы внушения.

Надо серьезно подумать, кто и что у нас сегодня внушает при помощи литературы и искусства, положить конец идеологическим диверсиям в этой области, до конца пора, по-моему, понять и усвоить, что культура, являясь важной составной частью господствующей в обществе идеологии, всегда классовая и используется для защиты интересов господствующего класса, у нас для защиты интересов трудящихся - государства диктатуры пролетариата.

Нет искусства ради искусства, нет и не может быть каких-то "свободных", независимых от общества, как бы стоящих над этим обществом художников, писателей, поэтов, драматургов, режиссеров, журналистов. Они просто никому не нужны. Да таких людей и не существует, не может существовать.

Те же, кто не может или не хочет в силу пережитков, традиций старой контрреволюционной буржуазной интеллигенции, в силу неприятия и даже враждебности по отношению к власти рабочего класса преданно служить советскому народу, получат разрешение на выезд на постоянное место жительство за границу. Пусть они гам воочию убедятся, что означают на деле утверждения о пресловутой буржуазной "свободе творчества" в обществе, где все продается и покупается, а представители творческой интеллигенции полностью в своем творчестве зависят от денежного мешка финансовых магнатов.

К сожалению, товарищи, из-за острого дефицита времени я вынужден закончить нашу беседу.

Хочу надеяться, что в какой-то степени я все же ответил на интересующие вас вопросы. Думаю, что позиция ЦК ВКП(б) и Советского правительства по вопросам дальнейшего развития советских литературы и искусства вам ясна.


Жаль,что встреча товарища Сталина с деятелями культуры закончилась так быстро, глядишь не проиграли бы мы в идеологическом плане будь такие встречи почаще и подлиннее, но все это уже история,которую нам надо знать, чтобы извлекать ее уроки.



Возврат к списку



1 декабря 2018 г. 45-й G20 Абхазия Австрия Армения армия Банк России Бастрыкин бизнес Болтон Бразилия Британия брифинг МИД Валдай вассалы Венесуэла ВКС ВОВ война Володин выборы 2018 Выборы Мэра Выборы2018 ВЭБ Ганич Германия Голикова Госдума Госдума РФ Гэн Шуан дедолларизация ДНР Додон долги доллар Донбасс ДРСМД ЕАЭС ЕС ЖКХ Захарова Захарченко идеология Израиль Ил-20 Иран Кадыров Китай КНР Конституция конституция Кремль Крым Крымский мост КС Кудрин Лавров Мадуро Майдан майский указ Макрон манипуляции Матвиенко МВФ Медведев МИД Минобороны митинг Молдова Москва Навальный НАТО нато наука Национальный Курс НациональныйКурс нацпроекты Нетаньяху НКО Ново-Огарёво НОД нод ОДКБ Олигарх олигархи ОПК Орешкин Отечество Офшорная экономика Патрушев ПВО Пенсия Пентагон Песков План Победа Познер Помпео Порошенко правительство Православие Путин путин ракета РВСН Референдум референдум Рогозин Россия россия РПЦ РСМД с-300 саммит санкции Санкции Северный поток-2 Силуанов Сирия смерть СМИ СНГ Собчак Совбез Совет по науке Совет Федерации Социальные бомбардировки союзное государство СССР Сталин Столтенберг Суверенитет суверенитет США Терроризм терроризм Трамп Турция Украина Федоров ЦБ Центробанк ЦРУ ЧМ по футболу Штаты Шувалов Экономика экономика Япония


Статьи


Предательство

«Житницу СССР» добили рыночники. Украина больше не может обеспечивать себя хлебом

«Права человека» –есть ширма прикрытия бесчеловечности капитализма

«Кровавый прорыв», «Чебурашки», «Сирийский вариант» и «Дело Петрова и Боширова» или какие варианты готовящихся кровавых провокаций против России ждать на Рождество

Беларусь и Молдова ждут опытов, подобных украинским

Опыты над жителями Украины продолжаются

Chatham House: Украина – лаборатория Запада

«День и ночь громили Сталина. Он и так, и эдак бит. Но слетела лишь окалина, — как стоял, так и стоит».

Трамп проигрывает битву за реиндустриализацию Штатов

В капиталистическом лагере социализмом повеяло или зачем на Западе начинают переходить на 32-ух часовую рабочую неделю

Подписка
на рассылки






Поделиться в соцсетях