Газета

Национальный курс


Россия не может существовать, если  не будет суверенна. 
Некоторые страны могут, Россия — нет.

Послание Президента Федеральному Собранию 2019
Послание Президента Федеральному Собранию 2019

Сергей Шахрай: нам надо не менять, а развивать Конституцию

Последние новости

24.06.2019 18:22  
Президент РФ продлил действие контрсанкций до 2020 года
24.06.2019 13:32  
Россия и Белоруссия отметили единую позицию в вопросах интеграции Союзного государства
22.06.2019 14:19  
НОД на улицах за суверенитет, а не за деньги
21.06.2019 16:18  
Иран сбил беспилотник и не намерен либеральничать с США и дальше
21.06.2019 13:53  
Прибалтийские страны и ЕС утвердили план отключения от энергосистемы России
21.06.2019 11:40  
В первом квартале 2019 г. доходы граждан РФ снизились, долги по зарплате выросли
20.06.2019 17:09  
Владимир Путин оценил перспективы объединения России и Белоруссии
20.06.2019 16:57  
Совет Европы продлил на год антироссийские санкции
20.06.2019 15:32  
Путин определил задачу — сделать максимально доступным получение паспортов РФ для украинцев
20.06.2019 15:19  
Путин о девяностых — этапе, когда страна была поставлена на грань потери суверенитета и развала
Сергей Шахрай: нам надо не менять, а развивать Конституцию
10.12.2018
Преддверии 25-летия российской конституции 1993 года редакция газеты "МК" организовали интервью соавтора текста конституции, профессора и известного государственного деятеля Сергея Шахрая.

Вспоминая последнюю советскую конституцию, Шахрай обвинил её в высокой степени "фиктивности": "В Конституции СССР власть была закреплена за Советами народных депутатов, а реально осуществлялась исключительно структурами КПСС. Именно поэтому можно говорить о стопроцентной фиктивности советской Конституции. Эта фиктивность и погубила КПСС".

Политик заметил, что Конституционный суд 1992 года по "делу КПСС" документально подтвердил это - "Суд рассмотрел девять чемоданов документов, которые свидетельствовали, что Политбюро ЦК КПСС само объявляло войну, высылало кого-то из страны, принимала важнейшие государственные решения без какого-либо участия Советов. Факт присвоения власти был налицо".

В современной конституции России, считает Шахрай "тревожные тенденции однозначно уже обозначились": "Вот, например, Государственная дума, состоящая из депутатов, наделенных широкими полномочиями. Но социологические опросы показывают невысокий уровень доверия к депутатам со стороны населения. Рядом с Думой создали Общественную палату, в которой много авторитетных общественных и государственных деятелей, не наделенных, однако, никакими полномочиями. Еще у нас есть Совет Федерации, в котором сидят мало кому известные представители регионов. Но зато эти не очень известные люди обладают полномочиями объявить импичмент президенту, объявить войну, направить военный контингент в Сирию… Рядом работает Государственный совет, в котором собраны авторитетные первые лица регионов. Но у Госсовета нет властных полномочий — только рекомендательные. Многие основные решения принимаются не правительством, а в Администрации Президента. Про авторитет и независимость судебной власти я вообще говорить не буду".

Политик приходит к выводу, что "авторитет и властные полномочия оказались в разных местах". Но даже не это может "убить действующую конституцию". Её может убить поиск путей, как можно продлить срок полномочий нынешнего первого лица государства. Но для этого даже не надо менять конституцию: "перейти к системе власти, основанной на правительстве парламентского большинства. Для этого есть два способа. Первый способ — корректируем статьи семь и девять Федерального конституционного закона о правительстве: записываем туда положение, что премьером страны может быть только кандидат от партии или коалиции партий, победивших на выборах в Государственную думу. В 2003 году президент Путин, кстати, заявлял, что по итогам выборов в Думу в России может быть сформировано правительство, опирающееся на парламентское большинство. Но тогда на политическую сцену вышел Ходорковский, попытавшийся создать в парламенте свое депутатское большинство, стать премьером, и модель правительства парламентского большинства была отложена в долгий ящик".

По мнению Шахрая, продление полномочий президента то единственно верный путь - внесение серьёзных изменений в конституцию. В практике существует германская модель - лидер остаётся у власти столько, сколько его партия победит на выборах. Но для России, где общество глубоко беспартийное, переход на партийную германскую систему "равнозначен началу процесса развала страны".

Второй вариант увеличения срока полномочий президента - наделение властными функциями Государственного совета, который ныне является чисто совещательным органом. Новый Госсовет становится коллегией выборщиков - губернаторов, депутатов парламента обеих палат, а нынедействующий президент становится председателем Госсовета.

Но второй вариант, по мнению Шахрая, не намного лучше парламентской республики, так как, лидеру нельзя становиться заложником коллегиальной системы управления. Высший лидер страны должен быть всенародно избранным.

Основываясь на данных выводах, политик считает, что нужно не менять, а развивать конституцию.

Эксперт вспомнил, что создавалась конституция как модель, которую они между собой называли "российская модель британской королевы". Это значит, что за исключением кадровых вопросов, у президента нет повседневных полномочий. Президент должен включаться в процесс только в случае конфликтных ситуаций. Шахрай уточнил, что делали они это "под Ельцина", который бывало месяцами не мог принять нужного решения. Следуя историческому опыту власти Александра Первого, который создавал реформатор Михаил Михайлович Сперанский. Она заключалась в том, что наряду с царём в России возникли бы другие сильные институты: правительство, парламент, власть в губерниях.

Шахрай отметил, что такая система хорошо работала во времена работы правительства Евгения Примакова.

Завоеванием нынешней конституции эксперт назвал и её социальный характер. Это завоевание он рекомендовал оставить и в будущем.

Шахрай призвал развивать положения в конституции новыми статьями. Например, конституционный закон о Федеральном собрании должен содержать положения об усилении его финансовых полномочий.

А главной "изюминкой" Шахрай считает принятие конституционного закона об Администрации президента: "Это не просто повысит формальный юридический статус этого органа, но, что еще более важно, поставит его в правовые рамки, вернет в зону оценки общества, введет в публично-правовое конституционное поле, подведет необходимые правовые рельсы под его отношениями с правительством. Впервые будет четко прописано, кто и как принимает решения и кто за них несет ответственность. Я не идеалист и не считаю, что это вылечит все наши политические болячки. Но то, что улучшит ситуацию, — однозначно".

Возврат к списку


01.04.2019 03.12.2018 04.03.2019 10.12.2018 11.02.2019 12.11.2018 17.12.2018 18.02.2019 18.03.2019 19.11.2018 21.01.2019 22 октября 24.12.2018 25.02.2019 25.03.2019 26.11.2018 28.01.2019 29.10.2018 Армения Багдасарян Бастрыкин Белоруссия Борьба валюта Вассерман Венесуэла Вести ФМ вечер с владимиром соловьёвым Владимир Соловьев Власть ВОВ вопрос-ответ Выборы выборы выход Ганич Геноцид гибридные войны Голунов Горбачев Госдума Гражданская война Греция Дмитрий Таран ДРСМД Дугин закон Захарова Зеленский Идеология Информационная война история Карфаген Катасонов Кедми Керби Керчь кибер угрозы КОБ комментарий Конституция конституция Конституция РФ Крым Крымский мост Культура Исскуство НОД Крым Логика Майдан Маслов Матвейчев Минфин Мифы Михеев Народовластие НАТО Национальный Курс НОД Однополярный мир Отечество патриотизм Победа Проханов Путин Пякин Россия Савин Сажи Умалатова саммит Санкции санкции Свобода Сирия СМИ Соловьев Соловьёв СССР Суверенитет суверенитет суверенитет. Суперджет США Таран Терроризм указ Украина Федоров ФКТ формальный документ Фурсов Фёдоров Халецкий Холодная война ЦБ Чистки Шахрай Шереметьево Ядерная стратегия
Поделиться в соцсетях