Информационное агентство

Национальный курс


Константинопольский патриарх затевает провокации при прямой поддержке из Вашингтона
Сергей Лавров 13 октября 2018 года
Сергей Лавров 13 октября 2018 года

"Подводная" жизнь на телевидении

Последние новости

"Подводная" жизнь на  телевидении
09.09.2018
                                                                                                       фото: Вячеслав Христич

«Голубой экран», «зомбоящик» или просто «ящик» — как только не называют телевизоры.


История телевидения началась ещё до изобретения первого телевизора. Термин «телевидение» ввёл в оборот в 1900 году на конференции VI Международного электротехнического конгресса в Париже петербургский инженер Константин Перский ещё до того, как появились первые системы передачи изображения на расстояние. Даже до появления первой массовой системы звукового кино — вайтафона — оставалась четверть века.

В истории развития телевидения можно выделить два этапа: предвоенный и послевоенный. Предвоенное ТВ — это преимущественно малострочное телевидение на основе изобретения немецкого инженера — «Диска Нипкова».

Параллельно с изобретением механического ТВ шла разработка и альтернативных систем телевидения. Пионером альтернативного ТВ стал американский инженер русского происхождения Владимир Зворыкин, который в 1918 году эмигрировал из России (не по политическим, а сугубо по карьерным мотивам) в США, где начал трудиться в корпорации Westinghouse. В 1923 году Зворыкин подаёт патентную заявку на полностью электронную систему ТВ. Но изобретение Зворыкина в те годы никого не впечатлило, руководство компании посоветовало изобретателю заняться более полезными делами.

В 1929 году Зворыкин по приглашению американца белорусского происхождения Дэвида Сарнова перешёл трудиться к американскому радиогиганту RCА —  Radio Corporation of America, где ему позволили руководить целой лабораторией, в недрах которой к 1931 году и родился первый инокоскоп (впоследствии заменён кинескопом как разновидностью электронно-лучевой трубки). Зворыкину предстояло совершить революцию в ТВ, сделав его электронным.

В 1950-х американские телеканалы создали стандарты программирования сетки вещания и рынка телерекламы, которые стали эталонными для всех стран капиталистического мира. В 1952 году сняли ограничения на выдачу новых лицензий телестанциям, доходы ТВ от рекламы превысили доходы радио, а к середине 1950-х RCA начала продажу цветных телевизоров, которые стоили, как автомобиль Ford B (495 долларов) в середине 1930-х. Но спустя десятилетие цветной «ящик» подешевел уже до 250 долларов, что позволило RCA продать только в 1960-м цветных телевизоров на 1 млрд долларов.

Вскоре для бизнеса ТВ стало манной небесной: телекомпании зарабатывали деньги от продажи рекламы, а американцы проводили большую часть свободного времени перед экранами: возникли полноценные рынки рекламы.

Уже к 1985 году в американских домохозяйствах было 160 млн телевизоров. В 1950-е годы средняя американская семья проводила у телевизора 4 часа 35 минут, а в 1970-х — 5 часов 56 минут.

Американское ТВ в 1960-х окончательно порвало со своим радиопрошлым и стало самостоятельным средством массовой информации. К 1963 году телевизор стал для американцев главным источником получения информации, а дуэт правительства и корпораций превратил его в политическое орудие. К тому времени стало понятно, что телевидение коренным образом изменило мир.

Некогда безальтернативное радио начало специализироваться на оперативной передаче информации, трансляции музыки и локализовалось, подстроившись под потребности американских регионов, чему способствовало массовое вхождение в быт транзисторных радиоприёмников.

Но ТВ пошло дальше и подчинило себе кинорынок. Появление телевизора практически в каждом доме, удачное программирование эфирной сетки, в которой появились мыльные оперы и драмы (они и тогда пользовались повышенной популярностью у домохозяек), привели к падению посещаемости американских кинотеатров в 5 раз в период с 1950 по 1995 год. В Великобритании ТВ в период с 1946 по 1968 год лишило кинотеатры 80 % зрителей. В конце 1980-х — 1990-х изменившееся советское телевидение и видеомагнитофоны, а также распад СССР уничтожили советские кинотеатры. Зачем идти в кино, если всё самое интересное есть дома?

Телевидение ввергло Голливуд, а также кинопромышленность стран капиталистической Европы в кризис и сразу же протянуло им руку помощи: телеканалы стали заказывать сериалы для домохозяек и боевики для их мужей. Появились на экране и телевикторины с ток-шоу.

Досталось и печатной прессе. Когда в ноябре 1962 года во французском Гавре хоронили бывшего президента Рене Коти, газета «Франс-суар» отправила туда двух своих журналистов и двух фотографов. Но в печать пошли фотографии с экрана телевизора и переписанный комментарий корреспондента телеканала. Например, в лучшие годы журнал Saturday Evening Post, чьим основателем был президент США Бенджамин Франклин, выходил 7-миллионным тиражом, но в 1969 году он прекратил своё существование (в 1970-м его «воскресили», изменив концепцию).

Телевидение уничтожило сотни мелких газет, но владельцы печатных СМИ ответили на его наступление объединением редакций и ставкой на глубокую аналитику. Печатное слово выдержало удары и приспособилось к новым реалиям информационной жизни. 

В 1950-х упала посещаемость не только кинотеатров, но и стадионов — в моду вошло посещение торговых центров, а телевизор отнимал у обывателей всё больше времени. Американское ТВ коренным образом изменило спорт. Спад продаж билетов поставил многие спортивные команды и стадионы на грань выживания. Но, как и в случае с кино, телевидение пришло на выручку спорту и превратило его в одну из американских религий со своими «героями» и «звёздами».

Справка: спорт и ТВ

Впервые в США спортивное соревнование (бейсбольный матч) показали в 1939 году. Трансляцию восприняли со скепсисом из-за крайнего несовершенства техники и операторского искусства — о той трансляции The New York Times писала: «Смотреть бейсбол по телевидению — всё равно что жить на казарменном положении».

Но ТВ очень быстро исправилось, и уже в 1959 годы владельцы спортивных команд судились с телекомпаниями, которых обвиняли в отрицательном влиянии телетрансляций на посещаемость матчей. Однако суды ничего не могли изменить: телевизор прокатился по спорту, словно дорожный каток по свежему асфальту. Не помогли и законодательные запреты на трансляции спортивных соревнований в радиусе 75 миль от стадиона в том случае, если билеты на них не проданы за 72 часа до начала матча.

Владельцам спортивных команд к началу 1970-х оставалось только принять изменившуюся реальность: посещаемость стадионов упала, перспективные команды переезжали в крупные города, где лучше стадионы и больше потенциальных зрителей, а на первый план в финансировании команд вышли телеканалы, платившие за права на трансляцию матчей. В 1982 году футбольная лига перестала вообще зависеть от продажи билетов на матчи — 5-летний контакт с тройкой телекомпаний на сумму 2,1 млрд долларов гарантировал стабильные доходы командам. В 1983 году такая же практика распространилась и на бейсбол.  Большой спорт попал в тотальную зависимость от продажи прав на телетрансляцию.

Превращение телевидения в главного финансиста спорта изменило спортивные правила: гольф переключился с индивидуальных турниров на групповые, в футболе лига сократила перерыв в игре с 20 до 15 минут, чтобы уложиться в 2,5-часовую трансляцию. Ради телетрансляций изменили расписание игр — компании желали транслировать матчи в прайм-тайм, чтобы повысить свои доходы от рекламы и компенсировать ими же подстёгиваемый рост затрат на покупку трансляций (в период с 1960 по 1984 год стоимость прав телетрансляций летних олимпиад выросла в 340 раз, а зимних — в 1830).


Драма и спорт — вот что управляет американским прайм-таймом. Хотя это и данные за 2012 год, но продолжающуюся десятилетия традицию доминирования спорта на американском ТВ уже ничего не изменит.

Спорт оказался крайне удобным как для телеканалов, так и для политиков. Первых устраивал постоянный рост доходов от рекламы во время соревнований (за 3,5 часа открытия Олимпиады-1984 трансляция прерывалась на рекламу 58 раз), а вторым нравилось использовать спорт для пропаганды.

  1. Трансляции спортивных соревнований позволяют сбросить напряжение населения, выплеснуть агрессию и зарядиться эмоциями.
  2. Соревнования сопровождаются комментариями, которые часто используются в политических целях. Особенно ярко это проявлялось в годы холодной войны. Хоккейный матч СССР — США во время Олимпиады-1980 американские комментаторы выставляли как бой «букета детей колледжа» (хотя американские хоккеисты 8 месяцев не покидали сборы) против «красной машины».
  3. Профессиональный спортсмен аполитичен, консервативен и крайне популярен, чем только укрепляет существующий политический строй. Спортсмены крайне редко становятся революционерами.
  4. Американские телеканалы тяготеют к показу индивидуальных действий игроков, а не коллективных усилий команд, чем подчёркивают индивидуализм и эгоизм.
  5. Спортивные соревнования (особенно международные) — это царство национализма и шовинизма. Перед началом соревнования выносится флаг, звучит гимн, а игра быстро превращается в соревнование «своих» и «чужих».
  6. Политики часто поздравляют спортсменов с победами или используют их в своих целях.

В 1970-х в США началось развитие кабельного ТВ, чьей звездой стал канал HBO, а в 1980-м в Атланте начала вещание CNN («Сеть кабельных новостей») Теда Тёрнера, ставшая моделью для множества деловых и круглосуточных новостных телеканалов по всему миру, в том числе отечественных «Россия-24» и РБК.

1980-е стали для телевидения Ренессансом: кабельные и спутниковые сети подстегнули развитие ТВ, и на свет появились десятки специализированных кабельных телеканалов.


*В 2004 году Worldnet как канал Госдепартамента объединили с сетью «Голос Америки». Каналы Euronews и Russia Today — это некая конвергенция форматов Worldnet и СNN.

В 1990-х удалось «уплотнить» цифровой сигнал и телевидение подошло к новому этапу своего развития — видео по заявке (возможность выбрать для просмотра передачу), а бурное развитие интернета и микроэлектроники породило телевизоры с приставкой smart, которые рискуют сделать современное телевидение придатком интернета, как когда-то его предки были придатками радио.

Телевизионная экономика

Формирование рынка ТВ-рекламы, непрерывный рост количества телевизоров в США, развитие кабельных сетей и экономическое доминирование США позволили сделать американский ТВ-рынок крупнейшим в капиталистическом мире, что позволило вырастить на нём медиакорпорации. В 1983 году 90 % американских медиа принадлежали 50 компаниям, к 2018 году 90 % американских медиа стали частями пяти гигантских медиаконгломератов.

Сами конгломераты являются крупными корпорациями, государствами в государстве. Это объединение пошло на пользу как телеканалам, так и корпорациям: первые получили практически бесконечное финансирование, вторые обрели возможность влиять на общество, а само общество ни о чём не спрашивали — население никак не влияет на телевизионную пропаганду, зато может довольствоваться различными шоу.


Посчитать бюджеты американских телеканалов сложно в силу того, что они сильно интегрированы в медиаконгломераты и действуют сообща с их другими подразделениями. Главные статьи расходов телеканалов — производство/покупка контента, выплата заработной платы своим сотрудникам и траты на содержание инфраструктуры, а доходов — продажа эфирного времени под рекламу и трансферты из бюджетов.

Однако начать стоит всё же с расходной части телеканала. С российскими телеканалами, в отличие от их американских сородичей, всё несколько проще. Несмотря на то что консолидированных данных об объёмах финансирования и выручке федеральных телеканалов нет, понять, во сколько их работа обходится налогоплательщикам и государству, вполне можно.


По данным Mediascope за май 2018 года

Часть российских телеканалов напрямую финансируется из бюджета, другой части государство выделяет субсидии как разовые (например, «Первый» в 2017 году получил от государства на закупку контента 3 млрд рублей), так и постоянные, в частности, «Первому каналу», НТВ, «Пятому каналу», «Матч ТВ», «ТВ Центру», «Карусели» на распространение сигнала в небольших городах (с населением меньше 100 тысяч человек) в 2017 году выделили 9,3 млрд руб.


Всего же с 2015 по 2018 год расходы федерального бюджета на СМИ (всех видов) составили 220 млрд рублей, из них на ТВ и радио израсходовали 68,7 млрд рублей. В 2019–2020 гг. субсидии СМИ сократятся на 18 %.

Расходная часть ведущих украинских новостных телеканалов в 2018 году составлялаот 300 до 700 тыс. долларов в месяц, или от 3,6 до 8,5 млн долларов в год. Крупнейшие телеканалы, входящие в первую пятёрку украинского телерейтинга, после усушки и утруски последних лет обходятся своим собственникам в суммы от 10 до 30 миллионов долларов в год.

Главные статьи расходов — производство или покупка контента, а также заработные платы сотрудников. Если в советские годы телеканалы сами производили всю продукцию для заполнения своего эфира, то телевидение эпохи капитализма тесно связано с различными продакшен-студиями, которые снимают для телеканалов десятки различных программ от реалити-шоу до кино и сериалов. Расходы на контент зависят лишь от бюджета телеканала и его желания создать для себя уникальные передачи.

Среди крупнейших российских продакшен-студий рекордный результат в 2017 году показала «Солярис промо продакшн», снимающая «Дом-2» для ТНТ: её выручка удвоилась, достигнув 10 млрд рублей. Российские производители шоу и сериалов для ТВ в 2017 году вернулись к докризисным объёмам производства, но прежнего уровня дохода достичь не могут. Стоимость производства выросла, а уровень закупочных цен на контент нет, что не может не сдерживать развитие российского ТВ.

Главная статья доходов телеканала — продажа рекламного времени. Если в 1960-х в популярных американских шоу минута рекламы стоила от 10 до 20 тыс. долларов, то в 1990-е поднялась до 300–400 тыс.


Триумф телевизионных менеджеров: аудитория «Супербоула» за 26 лет выросла в 2,2 раза — с 73,9 млн человек в 1990 году до 167 млн человек в 2016-м.

Точную стоимость рекламы на американском ТВ высчитать сложно. Но если учесть, что 30-секундный ролик во время «Супербоула» (ежегодный чемпионат США по американскому футболу, который в 2016 году посмотрели 167 млн человек) в 2017 году стоил 5 млн долларов (в 1983 году — 400 тыс. долларов), а кабельная аудитория «Игры престолов» от HBO (правда, на премиальной подписке HBO рекламы нет) — это порядка 11 млн человек, то 30 секунд рекламы в разгар серии «Игры престолов» обходятся рекламодателям минимум в 350 тыс. долларов.

Не только нам надоела реклама порошков Procter&Gamble, но и американцам, даже если в ней снялся Дэвид Харбор из сериала «Очень странные дела». Кстати, один повтор этого ролика во время «Супербоула» — это 10 млн долларов, или примерно 6 центов затрат на одного зрителя. К слову, Procter&Gamble является одним из крупнейших рекламодателей в мире.


«Золотой век» американского рынка ТВ-рекламы завершился в 2017 году — доходы от рекламы в интернете обогнали телевизор (74 против 68 млрд долларов). К 2021 году рекламный отрыв интернета станет абсолютным и на рекламе будут зарабатывать гиганты по типу Facebook и Google, сумевшие захватить рынок интернет-рекламы.

Реклама на российском федеральном ТВ за редким исключением продаётся не по минутам, а по так называемым пунктам рейтинга — условным единицам, которые отражают количество зрителей, увидевших конкретный 30-секундный рекламный ролик. При этом на ТВ существует прайм-тайм, а за размещение ролика в эти часы берётся дополнительная наценка.

В соответствии с федеральным законом «О рекламе» телеканалам разрешается отводить под рекламу 12 минут в час (как в ЕС, Канаде и Великобритании). При этом общий объём рекламы в сутки ограничен 216 минутами, но каналам ничто не мешает перераспределить рекламу так, чтобы её было больше в прайм-тайм и меньше в те часы, когда телеаудитория минимальна.

Прайм-тайм в будни начинается с 19 часов и продолжается до 0:30 со вторника по пятницу и до 1:00 в субботу. В выходные прайм-таймом считается всё время с 8:00 субботы и до 1:00 воскресенья, а также с 8:00 в воскресенье и праздничные дни до 0:30 следующего дня.

Россия является крупнейшим рынком телевизионной рекламы в Центральной и Восточной Европе. В 2017 году на него пришлась почти половина общего объёма выручки в макрорегионе. Всего же объёмы российского рекламного рынка в 2016 году достигли 360 млрд рублей — максимума с 2000 года. Самым быстрорастущим стал сегмент онлайн-рекламы, объёмы которого увеличились на 21 % (до 136 млрд руб.). Телевидение прибавило 10 % (до 150,8 млрд руб.), радио — 6% (до 15,1 млрд руб.), сегмент out of home (наружная реклама, транзитная, indoor и реклама в кинотеатрах) — 6 % (до 38,3 млрд руб.). При этом реклама в прессе почти вдвое замедлила падение: если в 2015 году оно составило 29 %, то в 2016 году — 16 %. В целом за год рекламодатели потратили на рекламу в печатных СМИ 19,7 млрд руб.

Просмотр рекламы не является бесплатным для конечного телезрителя — он оплачивает её производство и трансляцию из своего кармана, когда покупает рекламируемый товар, ведь именно в его цену включаются все затраты производителя, в том числе рекламные.

***

Телевидение рождалось как детище союза кино и радио. Для радиостанций эксперименты с телевидением были рискованными, но весьма перспективными инвестициями. Уже к 1950-м годам американское ТВ переросло своих родителей: доходы от продажи рекламы превысили показатели радиостанций и сделали телестанции финансово независимыми, а стремительная телевизация Америки превратила полнометражное кино и Голливуд, у которых телевидение взяло экранный язык, в подсобных рабочих телекомпаний.

В последующие годы американские телекомпании разработали большую часть телевизионных стандартов: научились программировать сетку вещания, освоили передачи в записи, взяли штурмом цвет, проникли в домохозяйства по кабелю и через спутник. Кроме того, был открыт важнейший пропагандистский телеформат — шоу (как разговорные, так и реалити).

Бум развития кабельных сетей и цифровизация ТВ позволили унифицировать телевизионные стандарты, а также «ужать» сигнал в кабельных телеканалах, что сделало возможным появление специализированных телеканалов, а также превращение их в крупнейших заказчиков кинопродукции.

Интернет уже меняет телевидение, но не уничтожает его.


Как видно, у ТВ выросли мощные конкуренты в лице компьютеров и смартфонов с планшетами — они теснят телевизор, однако хоронить классическое телевидение рано. К слову, самая погружённая в экраны нация — индонезийцы, которые тратят на них 540 минут своего времени, тогда как россияне уделяют экранам 419 минут в сутки.

Общее количество в мире телевизоров, подключённых к интернету (так называемых Connected TV), к 2020 году достигнет 876 млн штук, и это при том, что на конец 2010 года их насчитывалось 105 млн, а по итогам 2015 года было около 415 млн. Сами же Smart TV превращаются в универсальные устройства для просмотра любого видео независимо от способа его доставки (кабельное ТВ, IPTV, спутниковое ТВ или YouTube), не говоря уже об игровых консолях, а нарождающаяся эпоха игрового стриминга лишь упрочнит позиции телевизоров как устройства для показа чего-либо на большом экране.

YouTube, скорее, дополняет ТВ, пусть и отнимая у него экранное время. Однако практика показывает, что солидная доля контента на YouTube — это те же ТВ-программы, загруженные на сервис телеканалами. Именно так обстоит дело с русскоязычным сегментом сервиса. Телевидение и YouTube обмениваются кадрами: бьюти-блогер Катя Клэп ведёт передачу на телеканале Disney, а спортивный журналист Юрий Дудь записывает интервью со знаменитостями для своего канала на YouTube. Сложнее обстоит с конвергенцией форматов: требования телевидения к продукции гораздо строже как по форме, так и по содержанию (цензуру никто не отменял), потому YouTube и его аналоги по оперативности и разнообразию форматов всегда будут на шаг опережать ТВ.


В любом случае гибель телевидению не грозит.
А значит, громадную силу воздействия на сознание и на умы телезрителей мы будем регулярно наблюдать. Расхожее мнение о том, что человек думает, говорит и живёт телевизором имеет под собой прочную и основательную почву.
А потому громадная сила телевидения сегодня очевидна. И не даром говорят, что информационное оружие по силе своего воздействия мощнее ядерного.
А потому, с этим информационным оружием нужно обращаться очень бережно и особенно оберегать от него детей. А поскольку государство сегодня не озабочено подобного рода вопросами, заботу о своих детях должны взять на себя родители. Так как, чистое сознание будущих поколений - залог здоровья будущей нации и благополучного существования на планете Земля.












Возврат к списку


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи. Зарегистрироваться или войти





Поделиться в соцсетях